Еще раз о Норд-Осте и об обязательности решений Европейского Суда

В этом году здоровье не позволило многим из нас собраться на том трагически известном месте на Дубровке, где мы потеряли наших братьев и сестер, детей и родителей во время операции, направленной… не то на спасение заложников, не то на уничтожение террористов. История непременно ответит на все вопросы, но пока – уже 11 лет бывшие заложники и родные погибших продолжают борьбу за Правду. За Правду по этому делу, за правду о гибели их родных.

В прошлом году в этот день десятки заложников и их близких собрались, чтобы вспомнить печальный юбилей трагедии Норд-Оста. 26 октября 2012 года наши доверители – прежние и новые – подписали обращение в высшие органы, обязанные обеспечивать надлежащую работу следственных органов. Они требовали, чтобы в соответствии с решением Европейского Суда по делу Норд-Ост («Финогенов и другие против России») власти наконец организовали всестороннее и независимое расследование, чтобы установились все те обстоятельства, которые власть тщательно скрывает.

Тем не менее, власти продолжают безнаказанно скрывать правду о Норд-Осте и на всех уровнях отказываются возбуждать уголовное дело и проводить расследование. Однако, 8 февраля 2013 года потерпевшие подали Меморандум, сообщив о неисполнении решения Европейского Суда. Этот документ опубликован на сайте Комитета Министров, который следит за исполнением всех решений Европейского Суда (reference number: DH-DD (2013) 173).

15 мая 2013 года российские власти, ничтоже сумняшись, отчитались об исполнении решений, посчитав выполненной свою задачу, так как выплатили жертвам более миллиона рублей (из наших с вами карманов!), но так и не установили ответственных лиц (reference number: DH-DD (2013) 553). Мы утверждаем, что после того, как 4 июня 2012 года решение стало окончательным, Российская Федерация не исполнила его и наглядно продемонстрировала отсутствие намерения выполнить решение Европейского Суда о признании одного из самых позорных нарушений – нарушения права на жизнь заложников в театральном центре на Дубровке.

Суд признал несколько нарушений: власти не обеспечили должное планирование и организацию штурма театрального центра, отсутствовала координация между службами, медицинское обеспечение было недостаточным (параграф 266); также не было проведено эффективного расследования обстоятельств дела, что не закончилось открытым судебным разбирательством (параграф 240). Однако, скажем с присущим нам оптимизмом: «пока не закончилось!» Сегодня – тот день, когда мы должны заявить Комитету Министров, что российские власти не желают исполнять решение Суда, демонстрируя пренебрежение своими обязательствами, вытекающими из Конвенции, что ведет к продолжению нарушения и невосстановлению прав жертв.

В сегодняшнем Меморандуме мы предлагаем принять меры общего характера как исполнение решения Суда. Признаем, что де-факто власти отказываются исполнять решение Суда, и, следуя специальной процедуре, установленной Правилом 11 Свода Правил Комитета Министров Совета Европы, следует заново передать дело в Суд. Что из этого получится? Мы этого не знаем, поскольку при ратификации Протокола № 14 было предположено, что ни одно государство не дойдет до такой крайне неприятной меры.

Среди мер общего характера мы отмечаем, что другие жертвы этого же нарушения не получили ни малейшей компенсации, эквивалентной моральной компенсации, назначенной Судом для заявителей. В первоначальном Меморандуме было указано, что другие жертвы также присоединились к жалобе в Генеральную прокуратуру РФ. Власти, отчитываясь перед Комитетом Министров, заявляют, что российские суды рассмотрели это дело заново и приняли законные решения. Некоторые потерпевшие действительно начали повторные походы в районные суды, но это сыграло на руку властям, которые сообщили в Комитет Министров о множестве решений, принятых российскими судами.

Очевидно, что только Президиум Верховного Суда мог отменить все эти решения судов, вступившие в законную силу, в связи с новыми обстоятельствами. Власти это знают, так как решения Европейского Суда исполняются только на высшем уровне. Причина проста: на момент обращения в ЕСПЧ все меры внутригосударственной правовой защиты должны быть исчерпаны, и низовые уровни прокуратур или суды первой инстанции не вправе менять предыдущее решение.

К сожалению, группы заявителей вновь прошли через все судебные залы, где им указали на дверь. Это создало иллюзию бурной деятельности властей по исполнению решения по делу Норд-Ост. Эта ситуация не только негативно сказалась на восприятии, но и позволила правительству имитировать свою деятельность, порождая, в свою очередь, необоснованную депрессию в связи с тем, что признанное Судом нарушение не компенсируется.

Однако это не так! Это обязывает власти к выполнению ряда шагов. А вы что сделали? Отменили необоснованные постановления об отказе в возбуждении уголовного дела? Возбудили уголовное дело? Провели расследование? Повторные медицинские экспертизы? Восстановили материалы штаба операции? Допросили всех членов штаба? Установили газ, который был использован, и выяснили, кто принял решение о его применении? Выявили ответственных и виновных лиц? Провели открытый процесс? Нет? Трудитесь, пожалуйста, и отчитывайтесь! Но не только перед Комитетом Министров Совета Европы. Прежде всего: перед своим народом! Перед жертвами, которым вы многим обязаны, и этот моральный долг не раз еще будет напоминать о себе, вызывая страх и стыд.

Пока что вместо всего вышеперечисленного власти лишь «включили дурочку» или пытаются дурачить нас. Вы забыли, что согласно решению Европейского Суда, нарушение права на жизнь возложено на вас не только за то, что вы не сделали все необходимое для спасения людей, но и за то, что не расследовали это дело. И нас интересует всё, в том числе: кто не расследовал дело и почему? Вдумайтесь: власти великого государства, которых признают виновными в нарушении права на жизнь десятков людей и которые при этом выражают удовлетворение по поводу такого решения – это… это – просто недопустимо.

Оцените статью
Ритм Москвы