95 лет назад, в ночь на 6 (19) января 1918 года, вооруженный караул Таврического дворца, следуя приказу лидера большевиков Владимира Ленина, прервал работу Всероссийского Учредительного собрания. По словам старшего эксперта Института современного России Владимира Кара-Мурзы, нелегитимность власти, заложенная в ходе большевистской узурпации, по-прежнему влияет на политическую жизнь страны.
Созыв Учредительного собрания, целью которого было определение будущего государственного устройства России, стал одним из ключевых лозунгов Февральской революции. Временное правительство, статус которого определялся именно ожиданием Учредительной конституции, незамедлительно приступило к подготовке выборов. Первоначально они должны были состояться 17 (30) сентября 1917 года, но затем были перенесены на 12 (25) ноября. Если бы не этот перенос, ход российской истории XX века мог бы быть совершенно иным.
Несмотря на октябрьский переворот, большевики не осмелились отменить голосование, поскольку идея Учредительного собрания пользовалась массовой поддержкой. В выборах, проводившихся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, участвовало более 44 миллионов человек. Утвержденное Временным правительством избирательное законодательство было одним из самых демократичных в Европе: голосовать могли все граждане России старше 20 лет, независимо от пола, вероисповедания и национальности.
По итогам выборов большевики потерпели сокрушительное поражение, набрав лишь 22% голосов. Безусловным победителем оказалась Партия социалистов-революционеров, получившая около 40% поддержки. Также представителей в Собрание провели другие социалистические партии (14%), национальные группы (10%), Конституционно-демократическая партия (кадеты) с 5% и меньшевики с 3% голосов. С учетом поддержки отколовшегося от партии эсеров левого крыла, Ленин мог рассчитывать на одну треть голосов в Учредительном собрании.
Первое и единственное заседание Учредительного собрания открылось 5 (18) января 1918 года. В этот день большевистские войска подавили многотысячные демонстрации в поддержку Собрания в Петрограде и Москве, унесшие жизни 21 человека в Петрограде и более 50 в Москве. Рабочий Обуховского завода Д.Н. Богданов вспоминал, что такой жестокой расправы не видел даже в 1905 году.
Заседание продолжалось 13 часов. Депутаты избрали председателем правого эсера Виктора Чернова, отказались рассматривать большевистскую декларацию о создании «республики Советов», приняли закон о социализации земли и провозгласили создание Российской демократической федеративной республики. Это стало последней точкой легитимности российского государства.
Знаменитое «Караул устал» прозвучало в пятом часу утра 6 (19) января: начальник караула матрос Анатолий Железняков выполнял приказ Ленина о разгоне Учредительного собрания. Позже Ленин назвал этот разгон «ликвидацией форм демократии во имя революционной диктатуры». Лев Троцкий добавлял, что они не скрывают насилия, но делают это в целях борьбы против любого насилия.
Это «борьба против насилия» обернулась для страны гражданской войной, начало которой было положено разгоном Учредительного собрания. 6 (19) января 1918 года можно считать днем окончательной утраты легитимности российской власти. Эта легитимность так и не была восстановлена. Несмотря на то что в 1989-2000 годах в стране проводились альтернативные и относительно свободные выборы, а система Советов была демонтирована в 1993 году, современная Россия остается правопреемницей большевистских узурпаторов.
Признание «правопреемственности» новой России от РСФСР и СССР стало одной из серьезнейших ошибок демократических властей начала 1990-х годов. Григорий Явлинский в своей статье «Ложь и легитимность» подчеркивает, что почти сто лет – время жизни нескольких поколений – страна живет на основе полного разрыва с правом и законом. Сегодняшняя политическая система ведет свое начало от трагических событий 1917-1920 годов, и отказ от осознания этого факта делает невозможным движение вперед.
По мнению Явлинского, восстановление утраченной легитимности – ключ к созданию дееспособного государства и конкурентной экономики. Необходимо ставить вопрос о восстановлении российской государственности, разрушенной переворотом 1917 года, и инструментом для этого может стать созыв нового Учредительного собрания в форме Конституционного собрания.
95 лет без легитимной власти стали испытанием для России, приведя к гражданской войне, голоду, террору и массовым репрессиям. Выйти из этого порочного круга возможно лишь восстановив правовую основу российской государственности. Очевидно, что это станет возможным только после смены нынешнего режима, и мыслить об этом следует уже сегодня.
