18 октября генерал-губернатор Канады Жюли Пейетт официально утвердила Закон S-226, более известный как «закон Сергея Магнитского». Этот закон вводит персональные визовые и финансовые санкции в отношении иностранных чиновников, причастных к грубым нарушениям международно признанных прав человека и значительным актам коррупции. Ранее закон был единогласно принят обеими палатами канадского парламента.
Однако единогласие, как оказалось, обманчиво. Принятию «закона Магнитского» в Канаде предшествовали шесть лет напряженной работы, как публичной, так и непубличной. Это были выступления и слушания в парламенте, статьи и интервью в СМИ, а также многочисленные встречи и переговоры. Противодействие на пути к этой цели было колоссальным, причем не только со стороны кремлевских чиновников, на чьи истеричные заявления уже давно не обращают внимания, но и со стороны местных «путинферштееров», которые встречаются и в Канаде.
Хочу поздравить всех, кто участвовал в этой работе. Назову лишь несколько имен: Ирвин Котлер, Христя Фриланд, Борис Вжесневский, Джеймс Бизан, Рэйнелл Андрейчук, Маркус Колга, Билл Браудер. Я горжусь своим скромным участием в этом процессе. Этот день значим для всех нас и, безусловно, стал бы важным днем для Бориса Немцова.
В 2012 году он ездил в Канаду, чтобы убедить парламентариев принять этот закон; в том же году в статье для канадской National Post он вместе с автором этих строк призывал к введению персональной ответственности для тех, кто продолжает нарушать права и свободы, а также воровать ресурсы российских граждан. Немцов подчеркивал необходимость показать кремлевским жуликам, что здесь больше не ждут их действий.
Канада стала третьей страной (после США и Эстонии), принявшей «закон Магнитского». Мы настроены продолжать работу и добиваться ответственности на международном уровне для тех, кто хочет воровать в России и тратить украденное на Западе. «Список Магнитского приносит пользу России», — отмечал Немцов. — «Не воровской и лживой власти, разумеется, а России. Все гнусности режима — ложь, жестокость, неправосудные приговоры, воровство — происходят от безнаказанности. Пусть эти мерзавцы знают, что за их гнусности и преступления придется отвечать».