Владимир Кара-Мурза мл.: Who is who: российская оппозиция и «закон Магнитского»

На этой неделе в Европейском парламенте состоялось учредительное заседание Межпарламентской группы «Правосудие для Сергея Магнитского». В группу вошли законодатели из 13 стран, включая 11 стран Евросоюза, а также политики, журналисты и общественные деятели, среди которых и автор этих строк.

Цель группы – координация действий парламентариев стран ЕС и Канады по введению визовых и финансовых санкций против российских чиновников, причастных к коррупции и нарушениям прав человека, по образцу «закона Магнитского», принятого в Соединенных Штатах. Этот закон стал известен как один из самых пророссийских, когда-либо принимаемых зарубежными парламентами. В условиях, когда коррупция и нарушения прав граждан стали нормой поведения властей, возможность привлечения к ответственности коррупционеров и нарушителей прав предоставляет хоть какую-то защиту российским гражданам от произвола.

Не секрет, что многие чиновники, для которых образцом политического устройства служит Зимбабве, а примером экономической прозрачности – Экваториальная Гвинея, хранят свои «заработанные» средства в западных банках, покупают недвижимость, отправляют детей в западные университеты и совершают покупки на Оксфорд-стрит и Пятой авеню. Это двуличие требует прекращения. Те, кто нарушает права граждан и ворует средства налогоплательщиков, не могут пользоваться благами демократических стран. Об этом мы говорили на заседании Межпарламентской группы в Брюсселе.

Согласно данным «Левада-центра», 44% российских граждан поддерживают введение санкций против коррупционеров (в то время как против выступают всего 21%). Несмотря на пропагандистский хор защитников власти, который пытается представить персональные ограничения как «санкции против России», общественное мнение говорит о другом. В новом сборнике, изданном под редакцией Елены Серветтаз, большинство авторов – российские политики, правозащитники и журналисты.

Введение санкций в США стало для Кремля значительным ударом. На этой неделе американские сенаторы потребовали включить главу Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина в «список Магнитского». Аналогичные меры в странах ЕС могут грозить ключевым фигурам режима серьезными последствиями. В стремлении предотвратить эти меры власть не брезгует низкими методами, включая шантаж. Например, весной российский посол в Дублине Максим Пешков пригрозил Ирландии проблемами с усыновлением российских сирот в случае введения визовых санкций.

В условиях, когда Кремль может успешно оказывать давление на отдельные страны ЕС, наилучший способ введения «списка Магнитского» – это его утверждение на уровне всего Евросоюза. Именно с такой целью и была создана Межпарламентская группа. Возможность принять меры может возникнуть уже скоро. Правительство Путина стремится к безвизовому въезду в страны ЕС для обладателей «синих» служебных паспортов, то есть для тех же чиновников. Это соглашение должно пройти утверждение в Европарламенте, что дает нам важный рычаг: необходимо добиваться, чтобы обязательным условием ратификации стало введение персональных визовых и банковских санкций в отношении российских чиновников, причастных к коррупции и нарушениям прав граждан.

Для российских политиков «закон Магнитского» стал своеобразной лакмусовой бумажкой. К «единороссам» и открытым сторонникам власти вопросов нет – это их работа. Однако возникают вопросы к тем, кто называет себя «оппозицией», критикуя «антинародный режим», но при этом готов защищать интересы властных коррупционеров. Отношение к «закону Магнитского» стало границей между настоящей оппозицией и «оппозицией его величества». Это не зависит от партийной принадлежности или идеологической позиции.

Приведенная ниже таблица может служить полезным политическим «путеводителем»:

ЗА «ЗАКОН МАГНИТСКОГО»

  • Владимир Буковский, соучредитель движения «Солидарность»: «Запад для них враг… и в то же время безопасное место, в которое они посылают свои деньги, своих детей и свои семьи».
  • Борис Вишневский, заместитель председателя фракции «ЯБЛОКО»: «Список Магнитского – нож острый».
  • Дмитрий Гудков, депутат Госдумы: «“Закон Магнитского” абсолютно пророссийский».
  • Владимир Кара-Мурза (мл.), член политсовета РПР–ПАРНАС: «Лицемерию приходит конец».

ПРОТИВ «ЗАКОНА МАГНИТСКОГО»

  • Алексей Арбатов, член политкомитета «ЯБЛОКО»: «Это символ попытки США вмешаться в наши внутренние дела».
  • Владимир Жириновский, председатель ЛДПР: «Считаем это предательством национальных интересов России».
  • Геннадий Зюганов, председатель ЦК КПРФ: «Это унижение для всех нас».
  • Эдуард Лимонов, лидер партии «Другая Россия»: «Они позволили себе нанести ущерб российским национальным интересам».
Оцените статью
Ритм Москвы