Безусловно, это событие дня — ушел из жизни «папа Винни-Пуха и Бонифация». Как оговаривают в новостях, ушел очередной режиссер, писатель или художник. В социальных сетях благодарные зрители вздыхают: «Ох, уходит эпоха»… Завтра будет новый день, свежие новости, и всё забудется. Но как объяснить, что значит этот уход для маленького, странного, «унитарного» сообщества аниматоров?!.. Ушел Бог. Федор Савельевич Хитрук был Богом для российской мультипликации.
Есть великий Норштейн, есть легендарный Шварцман, был неистовый Татарский, но Бог один — по фамилии Хитрук. Не все «старики» так считали: на «Союзмультфильме» были и обиженные на него, на его критику, недовольные его славой. Но для всех, кто моложе шестидесяти, он номер один. «Он наше всё!» — говорит сегодня Юрий Норштейн, тоже считающий себя его учеником, хотя никогда не учился у Федора Савельевича. Хитрук любил работать с молодыми.
В качестве режиссера он дебютировал в 43 года. До этого были сотни персонажей, которых он «переиграл» как актер (точнее — аниматор) в фильмах своих старших коллег. А еще была война, которую он прошел от и до… Режиссером надо становиться тогда, когда уже невмоготу, когда ты уже не можешь молчать, — комментировал он свой дебют. Его криком стала «История одного преступления». Он объявил войну городскому шуму.
Оказывается, такая, вроде бы незначительная в глобальном понимании проблема, как шум за окном, может послужить толчком для революции в мире мультипликации. Фильм поломал все многолетние традиции «Союзмультфильма», расширив эстетику, художественные и драматургические горизонты нашей анимации. В команде Хитрука оказались молодые художники и аниматоры, все из которых позже состоялись в анимационном кино.
Он продолжал работать с молодыми и затем стал обучать ремеслу. На Высших курсах сценаристов и режиссеров Хитрук создал отделение анимации, затем вместе с Хржановским, Назаровым и Норштейном учредил Школу-студию «ШАР», где преподавал до 90 лет, уже на дому… Количество его учеников исчисляется десятками, а если с…
