Президентские выборы в Грузии стали завершением эпохи Михаила Саакашвили. Новым президентом избран кандидат от правящей коалиции «Грузинская мечта», бывший министр образования и науки Георгий Маргвелашвили. Таким образом, Саакашвили покинул пост, не оставив после себя ни преемника, ни большинства в парламенте.
Возвращаясь из Тбилиси, можно заметить, что город встретил эту новость народными гуляниями. Молодежь, разъезжающая по городу с синими флагами «Грузинской мечты», заполнила улицы, и до полуночи в центре было необычайное количество людей, отмечающих смену власти. Однако такого ажиотажа, как после парламентских выборов, не наблюдалось: поражение кандидата от «Национального движения» стало ожидаемым, и выборы прошли куда спокойнее.
Почти во всех регионах, за исключением Мингрелии, победа Маргвелашвили оказалась убедительной. Грузины гордятся тем, что иностранные и местные наблюдатели не зафиксировали серьезных нарушений, а проигравший кандидат Давид Бакрадзе без каких-либо претензий признал свое поражение. На этот раз не было ни до, ни после дня голосования показушных концертов, как это имело место в 2007 году перед предыдущими выборами. Не наблюдался ни былой пафос, ни ожесточенность: новый президент уже заявил о том, что не собирается начинать политические преследования Саакашвили, что, на мой взгляд, является хорошим знаком для страны.
В Грузии уже достаточно было политических преследований, и, возможно, пришло время сосредоточиться на будущем страны, а не на старых счетах. Несмотря на свои противоречия, нельзя не признать, что именно Саакашвили в свое время способствовал тому, чтобы грузинский народ смог на свободных выборах избавиться от нелюбимого лидера. И когда в какой-то момент, заигравшись с властью, этим нелюбимым лидером стал он сам, народ воспользовался своей возможностью выбора.
Без бунтов и штурма парламента грузинский народ определил свою судьбу сначала на президентских, а затем на парламентских выборах. Разве это не свидетельствует о устойчивой демократии, к которой так стремился Саакашвили? Ему следует радоваться такому поражению. Уровень вовлеченности граждан в политику сегодня поражает: обсуждение политических вопросов за утренним кофе стало привычным делом в каждой грузинской семье.
Грузины могут быть влюбчивыми, но ошибки прощать не спешат. Поэтому пришедший на волне тотальной любви Саакашвили теперь даже не может спокойно поесть в ресторане. Политизированность Грузии пронизывает ее культуру, а врожденный темперамент и риторические навыки, приобретаемые с детства, также играют свою роль. Никакая поддержка Запада или натренированная личная армия не смогут обеспечить президенту в Грузии возможность править вопреки воле народа. Саакашвили это прекрасно осознает, что, вероятно, стало одной из причин его «красивого» и демократичного ухода – лучше уйти самому, чем быть изгнанным народом.
Радует, что грузины, независимо от политических убеждений, восприняли смену власти с пониманием. Уровень общественной и политической дискуссии в стране высокий, обсуждаются конкретные проблемы без демагогии и спекуляций. Кто-то может сказать, что «просто Грузия – маленькая страна, и поэтому они больше думают о своих конкретных проблемах». Возможно, это так, но я уверена, что открытые, конструктивные и честные выборы могут прижиться и в России.
Но хватит ли власти политической смелости, чтобы перейти от навязанной повестки дня к открытому диалогу и конкуренции во всех регионах – от Калининграда до Дальнего Востока? Не испугался ли Собянин бросить вызов Навальному в Москве, и ничего катастрофического не произошло? Политическая борьба не всегда приводит к хаосу и катастрофе; иногда это единственный конструктивный путь к решению настоящих проблем. И опыт Грузии наглядно это подтверждает.
Наконец, новый президент Георгий Маргвелашвили уже заявил о готовности наладить отношения с Россией. В день выборов первую речь он произнес на русском языке. Российские власти готовы к возобновлению сотрудничества – историческая правда побеждает, река возвращается в прежнее русло. В этом тоже есть свой урок. Можно проводить любые эксперименты, менять флаги и лозунги, ссориться с соседями, но неумолимый ход истории в конечном итоге расставляет все по своим местам.