В марте исполнился год с того момента, как Путин вернулся в президентское кресло, а Дмитрий Медведев возглавил правительство и (чуть позже, в мае) «Единую Россию». Я хорошо помню эти дни: в воздухе витало ощущение близящихся перемен, и казалось, что власть к ним морально готова. Еще будучи президентом, Медведев инициировал целый ряд политических реформ и озвучил концепцию «открытого правительства». И, разумеется, когда он стал лидером единороссов, все ждали, что партия тоже начнет меняться.
Прошел год. Единственные эмоции, которые вызывает нынешняя «Единая Россия», – это тоска и уныние, простите за откровенность. Обычно обманутыми избирателями называют себя те, кто голосует за оппозицию. Но настоящий обманутый избиратель – это я. Я голосовала за «Единую Россию» не по разнарядке. Меня никто не уговаривал, не принуждал, я голосовала потому, что мне нравилось, как страна начинала меняться. И я напомню, что никакой достойной альтернативы на горизонте не было. Ну в самом деле, не за сталинского же сокола Зюганова было голосовать и не за юмориста Жириновского.
«Справедливая Россия», которая активно строила из себя оппозиционную, когда ей было это выгодно, быстренько перестроилась при первом же свистке и выгнала из своих рядов Дмитрия Гудкова – классная оппозиция, да? Интересно, что сейчас думают о своем выборе те, кто отдал ей тогда голоса по принципу «за любую другую партию». При всех недостатках «Единой России» (а я их вижу не хуже наших оппозиционеров), я верила в то, что при должном руководстве она может сделать очень многое. В руках Медведева партия могла стать реальным двигателем реформ.
Кажется, партия власти с ее колоссальной региональной структурой и человеческим и административным ресурсом – это даже более мощный инструмент, чем правительство с его забюрократизированными министерствами. Казалось бы, вот теперь, когда Медведев встанет непосредственно у руля партии и правительства, ему будет проще перейти от правильных слов к конкретным результатам. Судя по той команде, которая набиралась во время создания «открытого правительства», было немало людей – экспертов, политиков, бизнесменов, общественных деятелей, готовых это направление поддержать. Поэтому я вполне искренне голосовала за ЕР, хотя и отлично понимала, что польется на меня из интернета после этого.
В течение года я наблюдала за эволюцией партии. Только эволюция эта двинулась в каком-то совсем ином направлении. По сути, «Единая Россия» перестала быть партией власти. Реальные политические решения в партии даже не обсуждаются. Владимир Путин и некоторые другие ключевые партийные фигуры (Вячеслав Володин, Олег Морозов) из партии вообще вышли. Другие, такие как, например, Сергей Шойгу и Андрей Воробьев, формально являются членами «Единой России», но погружены в свои сферы ответственности, им не до партийной работы.
А чем занимается сама партия? На прошлой неделе Дмитрий Медведев в рамках нового проекта «Гражданский университет» выступил с очень здравыми тезисами, призвал партию к более открытому и цивилизованному диалогу со СМИ, предложил единороссам перебираться из Москвы в регионы, чтобы их развивать; в общем, как всегда, говорил все те вещи, которые хочется поддержать. А что происходит на деле? Если партийцы куда-то и перебираются из Москвы, то точно не в российские регионы. С цивилизованным диалогом со СМИ и обществом в целом тоже все как всегда.
Вот смотришь на депутата Исаева в этой его нескончаемой битве с «МК» и думаешь: «Как же много у него свободного времени». Видимо, все проблемы в стране уже решены, осталась последняя – реклама проституток на страницах «МК». И ладно бы еще дискуссия из этой темы переросла в обсуждение какой-то общей проблемы, но в реальности мы видим только переход на личности и нескончаемое бессмысленное ток-шоу. Зачем тогда вообще было это начинать? Если у господина Исаева так много свободного времени, уж лучше потратить его на фитнес – и то больше пользы для имиджа партии.
«Единая Россия», по идее, должна задавать повестку дня. Но все информационные поводы, которые мы видим сегодня в связи с «ЕР», – это какие-то скандалы, препирательства с оппозицией, громкие заявления. Между тем важнейшие реформы практически не обсуждаются, и все вопросы решаются в кулуарном режиме. «Открытое правительство» давно забыли, как будто его и не было вовсе. Закон об образовании – близкая мне тема – принимался в самом привычном порядке: сверху спустили готовые решения, протащили через Думу со сверхзвуковой скоростью и забыли.
Ну вот почему вместо разборок по поводу объявлений о проститутках на страницах «Московского комсомольца» нельзя было на федеральных каналах устроить широкую дискуссию о реформе образования или здравоохранения? Это что, менее интересная тема для людей? Со стороны создается впечатление, что и партию, и Дмитрия Медведева целенаправленно «сливают». Все эти видеоролики, на которых премьер то рекламирует бадминтон, то призывает не нарушать ПДД на фоне BMW X5, все эти выступления пресс-службы насчет «Димона» – все информационное освещение деятельности Медведева как будто целенаправленно рассчитано на то, чтобы подорвать серьезное отношение к нему.
Я не сторонница теорий заговоров, скорее всего, это лишь вопрос профессионализма пиарщиков премьера, но беда в том, что этот имидж легко приклеивается, когда реально осязаемых результатов не видно. А ведь, казалось бы, что мешает: эксперты готовы включиться в работу, бюджет растет, ни выборы, ни «революционные массы» внимание больше не отвлекают, у партии по-прежнему абсолютное большинство в парламенте – ну кто мешает «Единой России» спокойно взяться за дело?
Вместо этого у депутатов какая-то непрекращающаяся война – то с прессой, то с блогерами-оппозиционерами, то со «шпионами», то с американскими сенаторами. Уважаемые единороссы, если вы забыли, ваши избиратели еще живы и все еще вроде бы как ждут выполнения ваших предвыборных обещаний. Первым пунктом программы, напомню, шли «модернизация экономики, системы образования, техническое перевооружение промышленности, улучшение инвестиционного климата, создание инфраструктуры для инноваций». Что у нас там со Сколково? Тоже забыли про него, как и про «большое правительство»?
Во втором пункте была «модернизация здравоохранения». Хотелось бы тоже узнать, как продвигается этот вопрос. В третьем пункте было про «искоренение коррупции, открытость сведений о доходах чиновников». Тут, похоже, искоренение началось с самих депутатов, и это, конечно, шаг вперед, но почему все это происходит как реакция на блогерские разоблачения? Разве сама партия не заинтересована в том, чтобы первой поднять волну борьбы с коррупционерами во власти?
Да и, прямо скажем, совершенно не уверена, что именно те депутаты, на которых в последнее время обрушилась критика, у нас самые большие коррупционеры. Четвертым пунктом было «укрепление судебной системы на принципах независимости, прозрачности и справедливости». Я не специалист, но не сказала бы, что доверие россиян к правосудию за последний год как-то выросло. Не буду перечислять все пункты, и так уже получилось многовато для поста в блоге, всю мою мысль можно было бы и в твит уложить: «Уважаемые единороссы, я отдала за вас свой голос. Прошел год. Можно ли узнать о результатах вашей работы?».
