Недавно я пересматривал видео-ролик 2003 года, в котором мы с Новодворской обсуждали будущее России при продолжении власти Путина. Тогда произнесенное слово «фашизм» многим показалось преувеличением. Мы живем в продуктивное время, и на наших глазах разворачивается поучительная история. Видимо, как и 15 лет назад в Югославии, человечество снова займется ликвидацией военной машины диктатора. И опять найдутся те, кто будет заявлять, что «бомбардировки НАТО вызвали страдания народа».
Я очень уважаю Бориса Немцова, но его недавнее утверждение о вредности действий НАТО против военной машины Милошевича, которая спасла тысячи жизней, меня очень расстроило. А позиция… ну, это популизм. В тот период была похожая ситуация с мощной пропагандистской кампанией. Политики стремились угодить народу. Один молодой политик, когда мы с Новодворской призвали его подписать обращение в Совет Европы по поводу действий России, сказал: «Меня не поймут мои избиратели». Хотя этого политика никто никогда не избирал и вряд ли когда-либо изберет, его взаимопонимание с «его избирателями» сильно волновало.
Популизм стал актуальным в нашей политике. Многие говорят, что Алексей Навальный – нормальный парень, и его сближение с националистами – это просто желание расширить свою электоральную базу за счет «крымнашистов». Но ведь количество запутанных избирателей внезапно становится значительным. Помните выборы мэра? Две или три сотни тысяч голосов – это впечатляюще. Успех.
К чему я веду? Военная машина Путина, вероятно, будет разрушена совместными усилиями, и это не в первый раз. Мы все вздохнем с облегчением. Но обязательно найдется новый политик, который скажет: «Какой ужас, сколько страданий испытали простые люди, мы осуждаем…». Не из старых, кто привык к люстрационному отдыху, а именно из новых. И через несколько лет кто-нибудь снова спросит: «Почему мы продолжаем ходить по кругу? Только избавились от одного Путина и снова…» Таким образом, казалось бы, безобидный популизм может оказаться гораздо опаснее, чем военная машина Путина. Впрочем, верить в это не обязательно, можно подождать еще 15 лет.