Завтра, 31 марта, в Николаеве пройдет прощание с Оксаной Макар, ставшей жертвой насилия. Можно с уверенностью предположить, что церемония не обойдется без больших скоплений людей. Вечером накануне в городе состоялся небольшой митинг, на котором обсуждались способы почтить память пострадавшей. Присутствующие выражали намерение провести ее в последний путь так, чтобы это стало сигналом для всех, кто безнаказанно пренебрегает законом и моралью.
События последних недель, несмотря на появившиеся в прессе подробности личной жизни Оксаны и ее матери, показали, что «дело Оксаны Макар» стало своего рода общественным детонатором. Преступление по своей природе цинично, и когда выяснилось, что один из подозреваемых связан с руководством местного отделения правящей Партии регионов, попытка замять дело правоохранительными органами стала очевидной.
По уровню социальной напряженности дело Оксаны Макар можно сравнить с делом Георгия Гонгадзе, что в конечном итоге привело к Майдану в 2004 году и смене власти, но не к наказанию всех виновных. Если в начале двухтысячных протесты подогревались газетами и личными встречами с активистами, то сегодня ситуация изменилась. Народ собирается на акции протеста, вдохновленные призывами в социальных сетях, и порой приходится успокаивать активистов, чтобы они не накаляли обстановку раньше времени.
Уровень нетерпимости в обществе зашкаливал, особенно учитывая, что дело Гонгадзе до сих пор не завершено. Хотя некоторые виновные понесли наказание, процесс затягивается уже два года. Изучение материалов дело идет медленно, и сейчас проанализировано менее половины из 132 томов.
Судебные заседания по этому делу продолжаются при закрытых дверях, и даже бывший президент Леонид Кучма, который, как утверждается, был причастен к исчезновению Гонгадзе, не понес ответственности. Неправомерные решения суда и коррупция на высоком уровне только подогревают общественное недовольство.
Примером служит дело Сергея Демишкана, сына депутата, который получил условный срок за убийство, в то время как его соучастники были осуждены на реальные тюремные сроки. Это демонстрирует выборочное правосудие, которое откровенно презирает права людей и усугубляет социальное неравенство.
Многие люди, испытывающие гнев за происходящее, находятся на грани отчаяния. Ожидается, что на похоронах Оксаны может проявиться общественное недовольство, связанное с несправедливостью правовой системы и ситуацией в стране. В то же время власть открыто демонстрирует свое пренебрежение к правам человека и говорит о строительстве «диктаторского режима», как отметила во время пресс-конференции представитель Парламентской Ассамблеи Совета Европы Мариетта де Пурбе-Лундин.
На встрече с министром иностранных дел Украины она была шокирована его откровением о том, что Украина может игнорировать резолюции Совета Европы. Эти слова подчеркивают нарастающее недовольство в обществе и разрыв между властью и народом.
Проблема усугубляется тем, что генеральная прокуратура контролирует доступ к заключенным, что ставит под сомнение право суда и справедливость в стране.
В итоге, вопреки всем оптимистичным заявлениям о будущем, Украина оказалась в ситуации, когда законы работают не для всех, а только для избранных. Многочисленные примеры, подобные приведенным выше, вызывают недоумение и ярость у людей, которые не видят справедливости и честности в правосудии.
Общество находится на грани, и горькая судьба Оксаны Макар лишь подчеркивает существующие проблемы. Каждый волен задаваться вопросом: «Что за страна, в которой из дочерей становятся жертвы насилия, а из сыновей — преступники?» Пока правосудие не будет осмысленным и беспристрастным, надежды на лучшее остаются туманными.
