Эта усадьба, на мой взгляд, обладает некоторым везением. Она не заброшена, есть хозяева — олимпийская база тяжелоатлетов, и на ее территорию при желании попасть, хоть и не всегда, все-таки можно, поскольку рядом находится действующая церковь. В дни проведения служб туда пускают беспрепятственно. Но, к сожалению, мы оказались у ворот усадьбы в день, когда службы не проводились. С небольшой надеждой позвонив в калитку, мы, как ни странно, дождались охранника (он же кочегар) и убедили его пустить нас в усадьбу. По боковой дорожке, мимо относительно новых корпусов спортивной базы, мы вышли к усадьбе…
Волынщина-Полуэктово — древняя вотчина князей Волынских, которая за свою историю сменила всего две фамилии владельцев. На протяжении нескольких веков усадьбой на берегу речки Озерны владели Волынские, давшие ей имя. Существует мнение, что название «Полуэктово» связано с именем Полуэкта Волынского, погибшего в 1436 году в бою с татарами под Белевом.
С XVIII века свидетельства немного расходятся: то ли в 1743 году усадьба перешла к князю В.М. Долгорукову-Крымскому «по родству», то ли в 1770-х в качестве приданого. Но одно совпадает — именно при Василии Долгорукове-Крымском был построен великолепный классицистический ансамбль с церковью, парком и шикарной въездной аллеей, обелиски которой видны сразу на подъезде к усадьбе.
Эту усадьбу нельзя назвать слишком пышной или роскошной, как, например, Знаменское-Раек. Скромные флигели, обрамляющие курдонер, и не такой уж гигантский главный дом создают некое ощущение уюта. Однако две пары высоченных въездных обелисков все же впечатляют, и их не портит даже некоторая облезлость. Лепные украшения и колоннада главного дома выглядят прекрасно. Но это не главное. Весь ансамбль поражает своей удивительной завершенностью, что ни прибавить, ни убавить ничего нельзя.
Пристроенная справа к главному зданию деревянная лестница появилась значительно позже, как я и предполагала с самого начала. По информации, это рубеж XIX-XX веков, даже скорее начало ХХ века. Архитектор классицизма не мог просто так нарушить строжайшую симметрию комплекса, но лестница привносит дополнительный штрих к его индивидуальности.
Что касается архитектора, исследования не дают однозначного ответа: возможно, это Баженов, возможно, Старов. Большинство исследователей склоняются к версии о Старове, однако многие утверждают, что это точно не Баженов, хотя «баженовский миф» все еще силен.
Парковый фасад сейчас выходит в остатки парка, который практически весь скрылся под водами Озернинского водохранилища. Когда-то здесь были террасы, а теперь вода оставила лишь небольшие участки. Столики и скамейки — единственные следы былого. Украшения по обе стороны хороши: это и балюстрада паркового фасада, и колонны, и лепные профили, и, конечно, герб на фасаде. Лепные профили, украшающие все стены, невольно напоминают знаменитое: «Желаю, говорит, думать, будто я в Древнем Риме». Однако пусть это будет не Рим, а Греция — все равно античность.
В главном доме сейчас никто не живет, кроме обитательниц, которым закон не писан. Флигели, напротив, вполне обитаемы — там, судя по всему, проживают сотрудники базы или сами спортсмены. А в просвете между флигелями видна колокольня Трехсвятской церкви-усыпальницы Долгоруковых, густо обсаженная деревьями.
Удивительная усадьба: строгий классицизм и в то же время необычайно уютная. Она избежала разрухи, сохранив очарование именно того старинного русского поместья, о котором нам часто остается лишь читать в книгах. Может быть, хорошо, что большую часть времени она закрыта и охраняется — иначе давно уже была бы отбита часть носов у греческих профилей, скручены ручки с дверей, а вокруг валялись бы окурки и бумажки. А так здесь тихо, чисто, красиво… Хотя, говоря честно, в некоторых местах не возникает чувства присутствия прежних хозяев. Это уже история…
Фотографии усадьбы. Проезд: от Москвы до Рузы, далее от Рузы по дороге на Волоколамск (Р-108) до деревни Леньково. В Леньково правый поворот, мимо плотины — и дорога приведет прямо в Волынщину. Рекомендуется заранее узнать, когда проводятся службы в церкви, чтобы попасть на территорию.