Усадьбы ивановских богатых людей

В городе Иваново, некогда Иваново-Вознесенске, живут наши друзья, прекрасно знающие как сам город, так и его окрестности. Однажды мы прибыли в Иваново на длинные выходные, не ограничившись лишь городом, а отправившись исследовать усадьбы, разбросанные по области, оставленные промышленниками, купцами и дворянами.

Не могу не отметить, насколько роскошно жили ивановские купцы и дворяне! Строили с размахом, выбирая живописные места, в основном на берегах рек. Стили своих усадьб они подбирали разнообразные, но всегда в моде, и размеры их не имели границ.

Первая усадьба, которую мы посетили, оказалась трехэтажной и сильно заброшенной. Найти её нам помогли местные жительницы с характерным окающим говором и глубокими знаниями региона. Это была усадьба И.И. Воронцова в деревне Батыево, которая выглядела так, словно по ней прошел сам Батый. От огорчения мы даже не смогли её толком отснять.

В поисках других усадеб мы вновь обратились к местным жителям. Так, некогда прекрасное имение «Нескучное» под Старой Вичугой, купленное фарикантами Разореновыми у Бакуниных, мы бы без подсказки пожилой женщины никогда не нашли. Она оказалась третьей, кого мы спросили — остальные ничего сказать не смогли. По неподтвержденным данным, архитектором усадьбы являлся П.П. Малиновский, а терраса была выложена современным тогда бетоном. К сожалению, от террасы остались лишь руины.

У этих ворот мы встретили женщину, которая проработала в этом здании, когда оно было профилакторием, целых 20 лет. Теперь же оно заброшено. Она с надеждой спросила нас, может, мы, москвичи, сможем найти усадьбе хороших хозяев. Мы были бы рады, но где же их взять?

Рядом, в Старой Вичуге, располагается усадьба Татищевых, находящаяся в более-менее приличном состоянии; там размещается местное властное учреждение, даже Ильич в кустах притаился. Также стоит отметить церковь Воскресения в Вичуге (ранее называвшейся Новой Вичугой) — огромный памятник начала ХХ века, построенный местным фабрикантом И. Кокоревым в память о своей младшей дочери Лидии, трагически погибшей от зажжённого платья.

В годовщину её смерти в 1908 году был заложен храм по проекту московского архитектора И. Кузнецова. Размер храма впечатляет, дома рядом кажутся мелкими кустарниками.

Неимоверно трудно было разыскать усадьбу, которая смотрит не просто на речушку, а на саму Волгу — это усадьба-дача Н.П. Рузского близ Заволжска. Тут нам помог интернет. Мы нашли описание проезда и саму усадьбу. Она была обнесена внушительным забором, но запертой не оказалось, и мы, немного поколебавшись, зашли на территорию. И не зря — за забором открывается совершенно другой мир.

Усадьба долгое время служила туберкулезным санаторием. Интерьеры богатого дома были разграблены после революции, хотя часть всё же сохранилась в Кинешемском музее. Картинная галерея Кинешмы, кстати, выросла из коллекции картин Рузского. В итоге усадьбу превратили в руины с одной трубой. Недавно был принят проект реставрации усадьбы, что-то там планируют сделать. Судя по забору, видимо, новые хозяева появились.

А напротив, на другом берегу Волги, расположена ещё одна дача — вилла Севрюгова. К сожалению, из-за сумерек, когда мы добрались, у меня нет её фотографий, осталась только одна, не очень удачная. Поищите в интернете – не пожалеете! Я бы хотела вернуться туда при свете дня.

Единственная усадьба в хорошем состоянии, которую мы увидели в тот день, — музей Островского в Щелыково. Там, помимо музея, функционирует детский пансионат, всё ухоженное и красивое. Глушь неимоверная, и не знаем, когда бы мы еще туда добрались. Но добрались и не пожалели.

Безусловно, виды безрадостные, как это часто бывает в нашей глубинке. И лейтмотивом звучат слова местных жителей — «хозяина бы этим усадьбам, хозяина…»

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы