С октября по декабрь Чешским телевидением (ЧТ 2) были показаны восемь серий российского сериала «Страна советов. Забытые вожди» (2017). Этот проект представляет собой биографические, или скорее агиографические портреты исторических фигур, таких как Дзержинский, Молотов, Ворошилов и Берия. Для российской аудитории уже сам факт участия Первого канала и Российского военно-исторического общества в производстве этого ревизионистского опуса может означать нечто, однако для чешской публики нюансы остаются незаметными.
После показа первых серий в Чехии появились отдельные критические голоса, предупреждающие, что сериал изображает массовых убийц, таких как Дзержинский и Берия, как добрых патриотов, чуть ли не пацифистов, стремящихся спасти страну от анархии. Такой подход, очевидно, сильно искажает историческую действительность. ГУЛАГ представлен как мощный инструмент восстановления народного хозяйства, а НКВД – как организация молодых и образованных энтузиастов.
Для зрителей Первого канала подобные трактовки могут показаться нормальными, но Чешское телевидение, особенно Второй канал, всегда отличалось объективностью в освещении событий прошлого, включая коммунистический период и политические репрессии. Авторы чешских фильмов и сериалов по этим темам обычно используют критический подход, анализируя действия коммунистических лидеров.
Логично было бы ожидать, что приемы авторов российского сериала, такие как снятие ответственности с Берии и оправдание сталинизма, вызовут в Чехии бурную реакцию. Однако, к сожалению, сериал не привлек к себе значительного общественного внимания. Появились лишь несколько критических комментариев на сайте телеканала, редкие статьи в прессе и незначительное количество жалоб в Совет по контролю за радио и телевещанием.
Совет в ответ на эти обращения, как это часто бывает в таких ситуациях, сослался на «неприкосновенность художественного материала» и необходимость объективного и сбалансированного подхода к истории. Однако после недавней более аргументированной жалобы Совет все же отреагировал, предупредив Чешское телевидение о нарушении закона и призвав его «принять меры по исправлению ситуации» в течение недели.
Из вышеизложенного возникают два вопроса. Первый: как сериал с такой явной идеологической окраской оказался в программе Чешского телевидения в условиях активной борьбы с российской пропагандой? Второй: действительно ли руководство Чешского телевидения сотрудничает с политиками, лояльными российскому истеблишменту, возглавляемому Владимиром Мединским?
Ответ на первый вопрос может предоставить требование Совета по контролю за радио и телевещанием. Отрицание «забоев Колымы», сравнимых с «печами Освенцима», должно рассматриваться как уголовное преступление, аналогичное отрицанию Холокоста.
Для понимания второго вопроса о политической «управляемости» Чешского телевидения полезно вспомнить предысторию. После парламентских выборов в Чехии 1998 года две ведущие партии: правые гражданские демократы Вацлава Клауса и левые социал-демократы Милоша Земана заключили «оппозиционный договор», который привел к вмешательству в дела общественных СМИ. Например, если социал-демократы назначали директора общественного телеканала, то его заместителем становился человек от Клауса, и наоборот.
Этот порядок воспринимался обществом, но длился недолго, пока телевидение не восстало против такой системы. «Телевизионный кризис» начала 2000-х стал настоящей революцией, снявшей с поста руководство Чешского телевидения и приведшей к улучшению ситуации в медиа.
Однако с президентскими выборами 2013 года, когда Милош Земан стал президентом, ситуация резко изменилась. Началась атака на журналистов и общественные СМИ, которая обострилась после недавних парламентских выборов, на которых победил Андрей Бабиш, заподозренный в связях с органами безопасности и имеющий интересы в медиахолдинге «Mafra», контролирующем ряд чешских СМИ.
Бабиш и Земан рассматривают общественные СМИ как лакомый кусок, который хочется проглотить. Новый альянс с крайне правой партией СПД, который стремится подчинить общественные СМИ государственному контролю, вызывает беспокойство. Выход сериала «Забытые вожди» в таких условиях выглядит как халатность руководства Чешского телевидения, а в худшем случае – как целенаправленное насаждение идеологем, созданных на Первом канале.
Если это так, чешская аудитория и само телевидение должны перестать молчать. Возможно, стоит вновь выйти на Вацлавскую площадь, ведь пока это еще никем не запрещено.