Часто можно наблюдать, как пожилые люди на транспорте крестятся на каждую церковь, мимо которой проезжаем. На телевизионных экранах также показывают этих молящихся бабушек, среди которых зачастую можно увидеть высокопоставленных чиновников с зажжёнными свечами в руках. Являются ли они истинными верующими? Совсем не обязательно. Нередко это всего лишь мода, подражание или даже лицемерие — набожность на показ. Многочисленные «ряженые верующие» легко обличают иноверцев и неверующих, порой даже склонны к насилию. В то же время среди тех, кто называет себя «атеистом», можно встретить честных, нравственных и порядочных людей. Можно ли считать их неверующими?
Важно разобраться, что такое вера. Если пожилая женщина представляет Бога как некоего восседающего на облаке бородатого мужчину, который якобы может даровать ей блага, стоит лишь Его попросить, или считает, что «мощи» или «пояс» могут принести удачу, если к ним прикоснуться, то это не вера, а суеверие — суета всуе. Если человек думает, что достаточно исполнять обряды и чтить священников, чтобы заслужить рай после смерти, то это также не вера, а орудийная вера. Бог не находится на облаке, не проявляется в «чудесах» и не ограничивается внешними ритуалами, а живёт в Искре Божьей внутри каждого из нас. Суеверие и обрядоверие — это или антиподы веры, или её недостаток. Суеверцев и обрядовцев нельзя считать верующими.
Как же отличить истинно верующих? Немецкий философ Иммануил Кант подчеркивал, что его удивляют две вещи: звездное небо над головой и моральный закон внутри. Верующие — это те, кто слышит весточку высшей нравственной воли, идущую из глубин человеческой природы, то есть распознают свою собственную совесть. Если человек слышит эту весть, значит, он может различить её среди шумов повседневной жизни, удостоверяясь в её знании и веря ей. Верить своей совести — значит быть верующим, независимо от культурных, языковых или конфессиональных особенностей, а также от внешних обрядов, чудес, предрассудков и мракобесия.
Не каждый «атеист», который отрицает обряды и чудеса, является неверующим. Если он имеет совесть, то подчиняется высшему началу мира и человека, тем самым веря в Него. Даже если это высшее начало (кантовский «категорический императив») воспринимается как нечто обезличенное, человек, осмысливающий высшее в себе, в конечном итоге приходит к личности как к высшему прообразу и восходит к Высшей Личности в себе. Таким образом, критерием веры является совесть. Человек, не имеющий совести, не может считаться верующим, сколько бы он ни имитировал набожность, даже если он занимает высокие религиозные посты. И наоборот, называющий себя «атеистом», обладая совестью, является подлинно верующим, даже если он выступает против отвлекающих от Высшего Начала обрядов и суеверий.
