Иван Кондратьев : О совести и вере

Позиция депутата Милонова в недавнем эфире программы Соловьёва о православии в Конституции вызывает серьезные вопросы. Можно говорить о неосознаваемом введении в заблуждение, которое направлено на выгодоприобретение в пользу неопределенного числа неустановленных лиц. Его поведение, а также поведение его сторонников напоминало поведение зависимого человека, стремящегося любой ценой достичь очередной дозы удовлетворения и зафиксировать свое право на это.

Параллельно с этим, в МХТ был выведен Энтео вместе с подругой, что также иллюстрирует данную проблему. Это не конфликт интересов между конкурирующими организациями, а внутренний конфликт, когда человек не различает границу между личной верой и моральными принципами, а также идеологией группы, к которой он принадлежит. Организации — это лишь инструменты, созданные людьми, и не могут обладать моральной природой.

Деятельность одной и той же организации для разных людей может восприниматься как преступная или благородная. Мораль и нравственность являются абсолютными для личности и зависят от совести, которая действует только в рамках отдельно взятого человека. У организаций, как и у любых инструментов, совести нет.

Государство должно находиться вне идеологии структур, его составляющих, решая конфликты и следя за исполнением общих законов. Идеология государства может либо поддерживать насилие с целью отъема средств в пользу определенных общественных институтов, либо способствовать соблюдению законности в отношениях равноправных институтов, включая общественные объединения.

М. Гельман справедливо отметил бессмысленность «прикладывания» христианства к различным социальным проблемам. Системные и организационные конфликты не решаются «приговорами», для этого необходимо просвещение, учеба и умение мыслить критически, вместо того чтобы просто упиваться слепой верой и предавать свою личную веру общественному позору.

Оцените статью
Ритм Москвы