Офицеры ГРУ из войсковой части 29155 охотились на болгарского торговца оружием Емельяна Гебрева, так как он являлся одним из ключевых поставщиков боеприпасов для Украины в период российского вторжения. После взрывов на складах боеприпасов в Чехии, которые не смогли предотвратить поставки, ГРУ дважды пытались убить Гебрева с использованием нервно-паралитического вещества. Анализ поездок этой группы убийц показывает, что для провоза токсина через границу они могли воспользоваться дипломатическим багажом.
Данное расследование было подготовлено The Insider и Bellingcat при участии Der Spiegel и Respekt.cz. В предыдущих частях расследования было показано, что взрывы на складе боеприпасов в Врбетицах в 2014 году стали результатом масштабной операции ГРУ, в которой участвовали не менее восьми офицеров, включая генерала Аверьянова и известных по отравлению Скрипалей Мишкина и Чепигу. Через месяц после операции как минимум шесть из восьми ГРУшников получили от государства квартиры. Также известно, что Мишкин и Чепига были провозглашены «героями России», что предоставляло им право на бесплатное жилье.
Ранее сообщалось, что те же офицеры ГРУ позже участвовали в покушении на Емельяна Гебрева, чье оружие хранилось на чешском складе. В этом разделе расследования объясняется, почему ГРУ объявило Гебреву войну.
Удар по Украине
После обнародования выводов чешских властей о том, что диверсионные операции в Врбетицах были направлены на вооружения Гебрева и его компании EMCO, предприниматель заявил, что на момент взрывов он не планировал ни перемещать свои запасы из Чехии, ни экспортировать их на какой-либо рынок. Он также подчеркивал, что его компания не осуществляла масштабных поставок в Украину. Тем не менее, факты свидетельствуют о том, что на конец 2014 года EMCO действительно играла важную роль в повышении обороноспособности Украины, несмотря на отсутствие планов по перемещению боеприпасов.
По данным источников, EMCO была одной из двух компаний в Европейском Союзе, производивших современные боеприпасы, совместимые с оружием советского производства. ГРУ, как сообщается, использовало тактику перекупки годных боеприпасов для Украины по завышенным ценам, чтобы они не попали к украинским военным. Один из источников указал, что EMCO поставила три корабля с боеприпасами в Украину между декабрем 2014 года и февралем 2015 года.
Хотя EMCO и поставляла оружие в Украину, чешский склад не имел отношения к этим поставкам. 3 октября 2014 года гендиректор Imex Петр Бернатик написал Гебреву с жалобой на то, что его компания не забрала боеприпасы, которые были закуплены у чешского торговца. Он потребовал уплаты просроченных платежей за хранение и призвал EMCO забрать свои запасы до 15 октября. Бернатик также сообщил, что к Imex обратились клиенты, заинтересованные в значительной части запасов EMCO, хранящихся в Чехии.
Гебрев отказался продавать боеприпасы и предложил передать их другому чешскому оператору. По всей видимости, интерес к оружию проявили и офицеры ГРУ — Мишкин и Чепига, которые пытались получить доступ к складу. Оружие на складе могло быть полезным для Вооруженных сил Украины, что давало ГРУ основания предполагать, что Гебрев намерен его туда отправить.
У ГРУ также, возможно, был более масштабный план: согласно чешским властям, ГРУ на самом деле планировало, что взрывчатка должна была сдетонировать позже, когда боеприпасы будут переправлены на основной склад Гебрева в Болгарии. Так или иначе, ГРУшники, как видно, действительно намеревались произвести отложенный взрыв, что подтвердилось повторными взрывами на складе.
Охота на Гебрева
После диверсии в Чехии члены группы ГРУ возобновили попытки устранить Гебрева. Как сообщалось ранее, среди участников диверсии были Денис Сергеев и Егор Гордиенко, которые вернулись в Москву, когда операция подходила к своему завершению. 15 февраля 2015 года эти офицеры вернулись в Болгарию и останавливались в отеле, расположенном рядом с офисом EMCO.
Во время последующего визита с 24 по 29 апреля они также оставались вблизи офиса Гебрева. После их отъезда, 22 февраля, в Софию прибыла новая смена тех же офицеров, среди которых был Николай Ежов, ключевой участник операции в Чехии.
На этот раз к группе присоединился полковник Иван Терентьев, который, как сообщается, имел прямое отношение к специальным операциям ГРУ. Известно, что пограничные записи не отслеживают перемещение дипломатов, но отсутствие информации об их перемещении не отменяет важность данной миссии для руководства ГРУ.
Неясно, какой токсин был использован против Гебрева. Возможно, это был «Новичок», но для установления этого необходимы дополнительные лабораторные исследования, которые затруднены из-за исчезновения образцов крови Гебрева из финской лаборатории Verifinn.