4 мая я посмотрел «Реквием» Кирилла Серебренникова в МХТ им. А.П. Чехова. Это замечательный спектакль, посвященный памяти погибших в войне, который сочетает музыку и монологи. В промежутках между музыкальными номерами артисты, приглашенные из разных стран мира, по очереди на родном языке делились своим опытом войны.
Одним из участников стал известный японский танцор буто Мин Танака. Буто – это авангардно-этнический танец, возникший в Японии в 1960-е годы. В последнее время М. Танака также выступает с монологами. Он продекламировал стихотворение о большом воздушном налете на Токио 10 марта 1945 года. Интересно, что сам артист родился в Токио в этот день и, к счастью, выжил. Выбранное им стихотворение повествует от лица дочери, которая в день бомбардировки бегает по городу, держа за руку свою престарелую мать. В какой-то момент дочь теряет мать, выпустив ее руку.
Воздушный налет на Токио был осуществлен более чем 250 американскими бомбардировщиками В-29. В результате пожаров от зажигательных бомб за одну ночь погибло около 80 тысяч человек. Российские друзья часто спрашивают, почему японцы не питают ненависти к американцам, несмотря на огромные потери. Я всегда отвечаю, что с окончанием войны (для Японии это 15 августа, когда Император объявил о завершении конфликта) японцы осознали, что виноваты в трагедии сами, начав безрассудную войну. Это заставило народ серьезно задуматься о своих действиях и решить, что больше никогда не допустит повторения войны.
В результате после войны японцы обрели твердые мирные принципы, которые были формализованы в мирной политике страны: Конституция, провозгласившая отказ от войны, принцип исключительной обороны и три безъядерных принципа. В последние годы Япония активно участвует в мероприятиях по «миростроительству», целью которых является укрепление мира в конфликтных регионах после окончания военных действий. Как единственная страна, подвергшаяся атомным бомбардировкам, Япония также вносит значительный вклад в нераспространение оружия массового уничтожения, включая ядерное.
На апрельском саммите по ядерной безопасности в Вашингтоне премьер-министр Ю. Хатояма предложил меры по усилению этого направления. В ушах до сих пор звучат голоса артистов, выступавших в «Реквиеме», из Германии, Франции, Польши, Израиля, России, Японии. Они были полны глубокой печали по поводу смерти, которую принесла война, и скорби о погибших, независимо от того, кто они – победители или побежденные.
В конце спектакля все артисты вышли на сцену и каждый на своем языке произнес: «Вечная память!». Я, как оставленный жить, с новой силой решил никогда не забывать о жертвах войны.