Акира Имамура: Пишем любовное письмо

2 марта в московском театральном центре «На Страстном» прошел мастер-класс Нихон буё, одного из жанров традиционного сценического искусства Японии. Нихон буё – это японские танцы с 400-летней историей, развивавшиеся за счет заимствования танцевальных элементов из Кабуки и Но. Несмотря на свою танцевальную природу, многие номера в этом жанре обладают яркой драматургией и легко воспринимаются даже теми, кто видит их впервые. Неудивительно, что многие японки занимаются Нихон буё для самообразования, наряду с чайной церемонией и икэбаной.

10 и 11 марта в московском Малом театре, а также 13 и 14 марта в санкт-петербургском Театре музыкальной комедии пройдут первые в России полноценные гастроли Нихон буё. На мастер-классе были исполнены три коротких произведения, каждое из которых длилось 10 минут.

Первое из них — «Ситифукудзин». Это танец о семи богах, которые, согласно японским традициям, приносят счастье. Он исполняется для отмечания торжественных событий. Этот номер представил глава школы Нисикава, «живое национальное достояние» Сэндзо Нисикава. Сеньор Нисикава, обладающий званием «Важное достояние в сфере нематериальной культуры», присуждаемым Управлением делами культуры Японии, представляет собой исключительного исполнителя среди всего около 5 тысяч профессиональных танцоров в Японии. Он был одет в хаори и хакама, традиционную мужскую одежду Японии, напоминающую о моей свадебной церемонии.

Следующий танец — «Урасима». В нем рассказывается о рыболове по имени Урасима, который спас черепаху от насмешек детей. В благодарность она приглашает его в подводный дворец Рюгудзё, где он наслаждается весельем, но, вернувшись на сушу, обнаруживает, что на земле прошли сотни лет. Открывая драгоценную шкатулку, Урасима превращается в старика. Этот сюжет знаком многим с детства, и танец представил сын Нисикавы, Миноскэ. В японском искусстве часто наблюдается передача ролей от отца к сыну. Финал номера, где Урасима мгновенно стареет, был особенно впечатляющим.

Следующий номер – «Тэнараико», который исполнила Юкари Оноэ, актриса и танцовщица. Ее образ в кимоно, напоминающий ожившую японскую куклу, захватывал внимание. Она изящно выразила на сцене детские черты, изображая девочку, бегущую за бабочкой. Произведения Нихон буё исполняются под аккомпанемент традиционных музыкальных инструментов, таких как сямисэн, фуэ, тайко и цудзуми, часто сопровождаемых пением. Звуки сямисэна напомнили мне о детстве, когда моя бабушка играла на этом инструменте в своем доме в Токио.

Культура Нихон буё, как и сама жизнь простого японского народа, обрела развитие в эпоху Эдо, с XVII века до середины XIX века, в период, когда образование стало доступным для широких слоев населения. В «Тэнараико» изображена девочка из простого народа, возвращающаяся домой после занятий в «тэракоя».

В завершение мастер-класса прошли практические занятия, на которые были приглашены зрители. Они получили задание написать любовное письмо, используя веер и полотенце в качестве реквизита. Веер в Нихон буё служит для выражения различных эмоций и образов. Участники тренировали движения, передавая стыдливость во время передачи письма, вызывая у зрителей искренний смех, подражая Миноскэ Нисикава.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы