Сегодня Александр Сидякин, который стал известен благодаря новым поправкам в закон о митингах, вновь обратился к зарубежному опыту и внес в Госдуму поправки к закону о некоммерческих организациях (НКО). Основная суть предложенных изменений заключается в том, что все некоммерческие организации в России, получающие финансирование из-за рубежа, теперь будут включены в специальный открытый список, который будет вестись Министерством юстиции. По словам Сидякина, каждый желающий сможет ознакомиться с этим списком и увидеть «изменников родине».
Идея, безусловно, вызывает сомнения. Во-первых, значительная часть действующих в России НКО, работающих на благо страны, получает средства из-за границы, поскольку получить российские гранты для «антиправительственных» проектов, таких как наблюдение на выборах или правозащитная деятельность, просто невозможно. Более того, многие российские жертвователи часто используют оффшорные структуры для осуществления своих пожертвований. Очевидно, что если НКО получает грант от государства или государственной компании, она автоматически считается лояльной режиму.
Во-вторых, Сидякин ссылается на зарубежный опыт, в частности на закон FARA, принятый в США перед Второй мировой войной. Хотя внешние черты этих законов схожи, их суть существенно различается. В США иностранный агент (foreign agent) обязан пройти специальную процедуру регистрации в Минюсте. Однако эта регистрация касается только организаций, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях. То есть если Сидякин решит развивать Единую Россию в США, ему придется зарегистрироваться. Но если он откроет дочернюю организацию, например, Единую Америку, она будет действовать по обычным американским законам, потому что не будет отличаться от каких-либо американских структур, хотя и будет полностью принадлежать иностранной Единой России.
В-третьих, даже если Сидякин создаст свою Единую Америку, это не значит, что он будет ее финансировать. По доброй традиции единороссов, он может ее учредить, а финансирование могут предоставить местные налогоплательщики. В таком случае никаких ограничений на использование средств от полностью иностранных НКО не будет, так как происхождение денег будет американским, а кто именно является учредителем, будь то Сидякин, Бурматов или их идейный товарищ Джордж Буш, никого не интересует.
Совершенно иная ситуация возникает, если, независимо от гражданства учредителей, НКО начнет получать деньги из-за рубежа, например, из Китая, который вполне может оценить значимость Единой Америки для дестабилизации американской экономики. В этом случае средства могут использоваться на цели, кроме поддержки кандидатов на выборах. Однако даже в таких случаях действуют специальные ограничения, которые различаются в зависимости от выборов и устанавливают предельные суммы иностранных пожертвований для избирательной кампании. В то же время, что касается наблюдения на выборах, иностранные деньги могут использоваться без ограничений, как и в правозащитной деятельности. Это связано с тем, что у властей Соединенных Штатов нет такой паранойи, как у наших, и им скрывать нечего. Если только у них не появится Единый Чуров.