Зная о моих искренних и нежных чувствах к Алексею Анатольевичу Навальному и учитывая, что в последнее время мне вынуждено приходится проводить значительную часть своего времени на территории Соединенных Штатов Америки, ко мне вчера обратились около десяти человек с забавной ссылкой на пост Константина Бондаренко из Украины. Возможно, сравнение Крыма с бутербродом до сих пор беспокоит коллег, либо по следам недавнего заявления соратника Навального Леонида Волкова о том, что ПАРНАС будет вести свою избирательную кампанию на аннексированной территории, или же американские эксперты решили изучить загадочную русскую душу, используя политологов из когда-то братской республики. Тем не менее, именно г-н Бондаренко выложил в сеть интересный текст.
Кто хочет, может ознакомиться с ним самостоятельно: там много английских букв, но суть заключается в довольно подробном анализе темы «Кто такой г-н Навальный?» и может ли с ним иметь дело серьезно. Нужно отметить, что подобная формулировка вопроса для американцев достаточно необычна. Обычно они мыслят в категориях либо «герой/борец за свободу», либо «враг демократии» — третьего не дано. Отсюда и возникают казусы, как, например, «арабская весна», вторжение в Ирак или гражданская война в Сирии. Поэтому, если данный документ подлинный, это в определенном смысле революция в американской внешнеполитической мысли.
Сегодня, спустя многие годы после падения СССР, «российский вопрос» вновь оказался в центре внимания американских политических элит. Никто не знает, что делать дальше. Очевидно, что путь конфронтации с Путиным можно проходить довольно долго, но возникает вопрос: зачем? Все сливки после окончания холодной войны уже сняты, и новых не предвидится. В настоящее время самым популярным ответом на вопрос о том, как поступить с Россией, является сдерживание с элементами забвения: пусть все уладится само собой. Если раньше «железный занавес» фактически строил СССР, удерживая граждан внутри своей сферы влияния, то теперь это может делать коллективный Запад, не позволяющий ни своим гражданам, ни своим корпорациям вести дела с Россией и вытесняющий российский бизнес со своей территории. Так представляется проще и безопаснее.
Однако на этом пути есть два препятствия. Во-первых, никто не хочет, чтобы ослабленную Россию забрал себе Китай. Хотя, после неудачного блефа Путина с газовой трубой, стало очевидно, что это быстро не произойдет, и… все успокоились. Во-вторых, и это действительно пугающая перспектива, многие испытывают все больше опасений по поводу фашизации России — перехода авторитаризма в открытую диктатуру с непредсказуемыми последствиями. Особенно с учетом фактора ядерного оружия. Это заставляет более внимательно наблюдать за внутриполитическими процессами в России и анализировать оппозиционные организации как либерального, так и ультраправого толка. Кто знает, как это может повернуться в будущем!
До настоящего времени Вашингтон, по сути, не предпринимал серьезных попыток влиять на внутреннюю политику России. Ритуальные встречи и похлопывания по плечу различных правозащитных организаций, выделение небольших грантов, из которых 90% освоят сами грантодатели — явно не могут считаться серьезной игрой. Опубликованный анализ представляет собой несколько поверхностное, но достаточно цельное исследование вопроса. Можно сказать, что его появление само по себе удивительно — в США с 1991 года практически не развивались департаменты советологии.
Тем не менее, можно предположить, что анализ был выполнен в России (или в Украине) и лишь «причесан» за океаном. Крайне интересно узнать, кто является итоговым заказчиком исследования; Бондаренко утверждает, что это демократы, но у меня есть серьезные сомнения. Утечка этой информации не принесет пользы российской оппозиции. Кремлевские аналитики наверняка быстро переведут текст на русский и будут подробно обсуждать его содержание. Однако, несмотря на негативные последствия, в этой ситуации все же есть один положительный момент. Все только выиграют от того, если в Вашингтоне, в свой (и наш, кстати) предвыборный год, действительно захотят серьезно разобраться, что происходит в нашей стране. И в Украине тоже, между прочим, не помешало бы.