Барановичи. Железнодорожный музей

Барановичи, удивительное место с богатой историей, по праву можно назвать железнодорожной столицей Белоруссии. 29 ноября 1871 года, когда на станцию Барановичи прибыл первый поезд, считается днём рождения Белорусской железной дороги. Хотя первая линия, проходившая на территории страны, соединяла Петербург и Варшаву и была открыта в 1862 году через Гродно. Неудивительно, что именно здесь в 1999 году был создан первый в Белоруссии железнодорожный музей под открытым небом. Второй музей, расположенный в Бресте, я посетил в июле 2008 года.

Из всех железнодорожных музеев, которые мне удалось увидеть, именно Барановичский произвёл на меня наибольшее впечатление. Во-первых, его уникальное расположение, во-вторых — разнообразие нетривиальных машин, а в-третьих — интересные обстоятельства моего визита. Предупреждаю, что я не являюсь экспертом в области железных дорог, поэтому не буду углубляться в детали. Специалисты поймут всё сами, а для других будет интересно просто взглянуть на фотографии.

Музей располагается недалеко от станции Барановичи-Полесские, основанной в 1884 году, и вокзал здесь, безусловно, впечатляет своим масштабом для областного города. Надпись на фронтоне гласит: «Железнодорожный вокзал». Вся система именуется «Беларуская чыгунка». В окрестностях вокзала находятся два паровоза-памятника, и мне удалось найти лишь один, расположенный на углу площади. Рядом находится довольно шумный и грязный автовокзал, а за ним, у шоссе, возвышается пожарная каланча 1920-х годов.

К подножью каланчи подходит автомобильная эстакада, проходящая непосредственно над музеем. На заднем плане виден сам музей, окружённый сосновым лесом, а спереди — действующий дизель. Значительную часть экспозиции можно увидеть с эстакады, включая целую «улицу» паровозов с семафором в конце, редкие мотрисы под соснами, выправочно-подбивачную машину и вагон-электроподстанцию, а также зенитную платформу.

С другой стороны моста снимки получились хуже — они были сделаны с разницей в несколько часов, и если по левой стороне я шёл при ярком свете, то по правой — в туманных сумерках. В этой части музея собралась фантастическая коллекция: кран, снегоочиститель, теплушка, гидрант для заправки паровоза водой и шпалоподбивочная машина. Здесь также находятся тепловозы ТГК, напоминающие узкоколейные, хотя узкоколейной техники в отличие от музея в Бресте здесь нет.

Не обошлось и без наплавного железнодорожного моста. Посмотрев назад, можно было увидеть центр города. Однако в самом музее мне удалось оказаться лишь вечером в другой день, поскольку он закрыт по выходным, так как является ведомственным. В сгущающихся туманных сумерках я бродил вдоль ограды, и тут меня заметил сторож. Однако оправдываться не пришлось: он сам пригласил меня войти и даже не взял денег.

Это стало одним из самых ярких впечатлений поездки — я один среди железнодорожной технофауны в тумане. Я бы назвал это «ПАРОВОЗНЫМ НОКТЮРНОМ». У входа на постаменте была выставлена машина, которую я принял за паровоз колеи 600 мм, но оказалось, что это копия паровоза серии «В» в масштабе 1:2 — именно такой паровоз первым прибыл в Барановичи. Обратите внимание на дизайн постамента, рельсы и будки смотрителей.

С другой стороны стояла ещё одна будка смотрителя, не музейная — такие можно встретить на переездах. Налево от входа уходит «улица» с разнообразной путестроительной техникой, такую и на настоящих дорогах редко увидишь. Например, вот гайковёрт, краны разных размеров и загадочная машинка на резиновых колёсах. А также колёсные тележки и дрезины. Помещение дежурного по станции с рундой и семафором выглядит впечатляюще.

Семафор, вид с «паровозной» улицы, уже знакомая нам выправочно-подбивачная машина, вагон-подстанция. Музейные генераторы и действующая контактная сеть вносят разнообразие в обстановку. Назначение некоторых устройств так и осталось загадкой, но, похоже, они предназначены для забивания свай или установки опор контактной сети. Шпалоподбивочная машина, телеграфные столбы — я думал, что увидю их в музее деревянного зодчества.

Добавлю, что среди экспонатов также есть ещё один семафор и путеукладчик. Гусеничный трактор движется там, где рельсов ещё нет, но вскоре они появятся. Также здесь находится снегоочиститель и, если я не ошибаюсь, чёрный вагон, который возит сырьё и шлак на тяжёлых заводах. И опять всем знакомый нам вагон-катер.

Летом, возможно, станет доступен прокат на ручной дрезине. Я уже катался на такой в Переславле-Залесском — и могу сказать, физическая подготовка здесь необходима. Когда я фотографировал музей с моста, из сторожки выбежал другой смотритель. Я не знаю, что он хотел — пригласить войти или сообщить кому-то. Сложно было объяснить, что я тут делаю.

Таким образом, я надеюсь на дополнения и замечания, но без лишнего апломба. Более адекватные фотографии можно найти у Darriuss. Из Барановичей я уехал в Минск, но о Минске и его пригородах расскажу в другой серии, которую выложу позже. В завершение этой серии будет небольшой эпилог.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы