Моего деда по линии матери зовут Николай Александрович Загородников. Ему 87 лет. Он прошёл войну от центральной России до Кёнигсберга. Он всю жизнь был и остаётся православным христианином, ходит в церковь и соблюдает таинства. Его вера не позволила ему вступить в партию, и он так и не сделал в советские времена значимой карьеры.
Дед считает, что судить Pussy Riot не за что, а процесс над девушками — политический и обусловлен вмешательством Владимира Путина и патриарха Кирилла. Привожу это мнение в дополнение ко всем прочим, потому что мнение православных по этому вопросу более весомо, чем, например, моё личное мнение (а я считаю себя агностиком).
Акция в Храме Христа Спасителя как повод для новостей начала иссякать: на очереди «Болотное дело», но в разговорах со знакомыми, не имеющими отношения к политике, тема осуждённых девушек всплывает невольно. Оказывается, многие, включая моих сверстников, считают, что девушек, может, и жалко, и государство у нас несправедливое, но они же напросились сами и хорошо раскрутили себя.
Бывшая однокурсница по Юрфаку МГУ написала мне, что «дали мало». Да и правда, подумаешь, два года. Ещё недавно в армии столько сидели… то есть, извините, служили. По-моему, судить девушек не за что, их следует отпустить, а если акция нанесла кому-то ущерб — это вопрос гражданского судопроизводства.
Акция в Храме Христа Спасителя была безусловной удачей. Она была красивой и даже несколько смешной (хотя доброе чувство юмора почему-то стало редкостью). Она стала поводом для множества разговоров, время которых давно пришло. Разговоров, к примеру, о свободе. Pussy Riot свободны устраивать те акции, которые они считают нужными, в любом месте, если это не наносит ущерба людям и имуществу.
И речь именно про физический ущерб, а не моральный, размеры и существование которого до акции невозможно предвидеть (и соотнести с моральной выгодой). А Русская православная церковь свободна в охране своих храмов от людей, которых она в храмах видеть не желает. В тот момент, когда охрана вывела девушек из храма, всякие взаимоотношения между храмом и девушками в идеале заканчиваются.
Вместо этого весь наш правоохранительный институт превращён в расширенную охрану храма. Многие ли из нас хотят, чтобы их налоги шли на охрану храмов по указке РПЦ? Возможно, вы ответите мне, что проблема насильственной преступности у нас в стране решена? Что полицейских, следователей и прокуроров можно отправить на охоту за еретиками и кощунниками, а вместо повышения правовой квалификации обучать их в семинарии канонам Трулльского и Лаодикийского соборов?
Оказалось, что огромная часть общества у нас считает возможным указывать другим, что делать. Ограничивать чужую свободу. Указывать, где и когда нужно петь и танцевать. Указывать, что нормальная семья должна состоять из мужчины и женщины. Указывать, когда надо начинать заниматься сексом и с кем им можно заниматься. Указывать, какие книги…