Александр Залесский: Алексей Неидеальный

Слив переписки Алексея Навального с Никитой Белых был запланирован заранее. «Хакер Хэлл» (кто бы ни скрывался за этим именем — вряд ли это один человек) ещё во времена взлома твиттера Алексея заявлял, что вскоре опубликует интересные части его почты, а затем выложит полный архив. Архива пока, к сожалению, нет.

Либеральные журналисты могут тысячу раз повторять, что не будут мараться и читать чужие письма, но читать всё равно придётся: не получить нужной информации из первых рук — первейший признак журналистской профнепригодности. Другое дело, что руки, конечно, не совсем первые: если сам факт взлома ещё можно списать на профессиональную удаль неких хакеров, то сроки указывают на спланированную кампанию. Взлом твиттера точно совпал с назначением Навального членом совета директоров «Аэрофлота». Национальный резервный банк Александра Лебедева, который фактически провёл в «Аэрофлот» Навального, чтобы тот представлял их интересы (не надеется же кто-то, что Навальный правда будет заниматься расстановкой сидений и защитой прав пассажиров?), сейчас является самой состоятельной структурой, способной открыто поддержать оппозицию в России. Интересно, что на оппозиционную деятельность нужно в принципе не так много денег — значительно меньше, чем на провластную: ведь всё, что можно делать бесплатно, активисты сделают и так.

Блоггер Станислав Яковлев, статью которого разместил прокремлёвский ресурс «Взгляд», считает кампанию направленной против Никиты Белых лично. Однако, слив переписки не наносит репутационного ущерба Белых, поскольку он давно не является действующим политиком федеративного уровня и не обладает протестной репутацией. В этой связи активист «Демвыбора» Яковлев, подтвердивший свою репутацию верного власти блоггера, утверждает, что Навальный «сдал» Белых, детализируя опасность Навального для разных категорий общественности:

  • Система должна бояться Навального, потому что он сливает своих;
  • Лидеры оппозиции должны бояться Навального, так как он сделал из оппозиции бизнес, ему нет дела до друзей;
  • Обыватели должны бояться Навального, потому что он сам вор: как пошутил кто-то в частной переписке, «Наворовальный», знает о том, как бороться с коррупцией, потому что сам коррупционер;
  • Все контрагенты Навального должны опасаться его некомпетентности в области информационной безопасности: два взлома за год — это перебор.

При всём моём неоднозначном личном отношении, сейчас сложно не симпатизировать Навальному как политику. Обилие нервных шуток в его Твиттере, отказ внятно прокомментировать компромат выдаёт то, что нынешний слив переписки представляет собой болезненный удар. Возможно, самый болезненный за всю его политическую карьеру. Он нанесён именно сейчас, когда путь Навального как самостоятельного политика только начинается, когда он начинает готовить власти альтернативу в виде себя и своей команды.

Рискну предположить, что нынешнее обвинение — самое существенное, что имеется против Навального в загашниках у власти. Это обвинение, при его подлинности, довольно тяжкое. Даже при том, что переписка неполна или лишена контекста, очевидно, что между Навальным и Белых имелись некие не вполне легальные имущественные отношения. Просто вдумайтесь, что это значит: у кого из вас никогда не было таких «не вполне легальных» отношений?

Да, в масштабах области суммы становятся значительно иными, чем принято среди обывателей, в мелкой обывательской коррупции или при дарении подарков. К сожалению, вместо анализа настоящих отношений Белых и Навального, в СМИ эта тема обсуждается крайне скудно, видимо, из-за нелепой презумпции невиновности каждого, чью почту взломали, а также из-за предположения, что Навальный обязан быть безупречно чист перед законами морали и законами Российской Федерации.

Почему нам нельзя обсудить, как человек, который неоднократно и систематически разоблачал тяжкие ДТП с человеческими жертвами, перешёл улицу на красный свет? Это не повредит ни ему, ни обществу; в конце концов, мы же стремимся к тому, чтобы стеснялись переходить.

Оцените статью
Ритм Москвы