Виртуальная политическая география: «Колхоз имени Путина», деревня Оппозиционерово и большая Россия
В последние годы все чаще обсуждается тупиковая ситуация протестного движения в России. Число участников акций протеста снижается, в то время как количество политзаключенных продолжает расти. Власти не удовлетворили ни одно из требований протестующих, а новые уголовные дела против оппозиционеров появляются с завидной регулярностью. Проблемы оппозиции хорошо иллюстрирует известная фраза Владимира Ленина: «Страшно далеки они от народа». Движение оказывается изолированным и становится замкнутой субкультурой, которая утратила свою популярность спустя полтора года.
Оппозиционное движение можно сравнить с небольшой деревней, жизнь в которой кипит, но она имеет незначительное влияние на общее состояние дел в большой России. В стране можно выделить две виртуальные деревни: «Колхоз имени Путина» (КиП), объединяющий силовиков и чиновников, а также «Оппозиционерово», где сосредоточены оппозиционные активисты и их сторонники. Между ними располагается большая Россия, безразличная к происходящему в «Оппозиционерово» и обеспечивающая финансирование для участников КиП.
Главой «Колхоза имени Путина» является сам Путин, а правление формируется из высших бюрократов и олигархов, занимающихся эксплуатацией природных ресурсов и населения страны. В деревне «Оппозиционерово» обитает около 150–200 тысяч оппозиционных активистов, среди которых много москвичей — молодых офисных работников и либеральных интеллигентов. Здесь царит демократия и присутствуют идеалисты, стремящиеся к переменам.
В «Оппозиционерово» есть свой сельсовет (КС оппозиции), местные «первые парни», и даже свои СМИ («Дождь», «Свобода», «Новая» и другие). Жители деревни активно обсуждают происходящее на «завачинках» социальных сетей и иногда устраивают «народные гулянья» — митинги и марши, где звучат лозунги о «жуликах и ворах». Однако все эти мероприятия проходят под пристальным контролем охраны КиП, которая не позволяет оппозиционерам вырваться «на оперативный простор».
К сожалению, в последнее время охрана КиП регулярно проводит рейды в «Оппозиционерово», забирая активистов в тюрьму. В числе первых парней выделяются некоторые экс-высокопоставленные чиновники, которые, будучи изгнанными из КиП, нашли себе место в «Оппозиционерово». Ранее они пользовались популярностью, но сейчас стали никому не нужны. Несмотря на финансовую обеспеченность, им стало скучно, и в деревне они могут вновь ощущать себя «звездами», получая внимание и возможность общаться с публикой.
Эти активисты уже не раз планировали «великий поход» на КиП, однако каждый раз останавливались на громких заявлениях, не переходя к действию. Парадоксально, но многие из них обращаются не столько к жителям большой России, сколько к членам КиП и международным партнерам. Их главная идея — уговорить представителей режима перейти на их сторону. Однако чиновники не планируют покидать свои позиции.
Кроме того, существует попытка убедить западные страны в необходимости наложить санкции на путинский режим, но западные лидеры предпочитают сотрудничать с КиП, который продолжает вывозить средства и ресурсы на Запад.
Многие эксперты считают, что реальные изменения возможны лишь при поддержке большинства населения. Оппозиции необходимо преодолеть свою изоляцию и выйти за пределы «Оппозиционерово». Большинство россиян выступает за отмену результатов приватизации и возврат ресурсов, экспроприированных участниками КиП. Эти идеи поддерживаются, например, Эдуардом Лимоновым, который ориентируется на активистов. Однако, как показывает практика, большинство населения заботит вовсе не идеология, а практические интересы.
Исторически доказано, что люди следуют за теми, кто предлагает им реальный путь к улучшению жизни. Побеждают политики, которые не просто обещают «уничтожить врагов», но и демонстрируют конкретные выгоды для простых людей. Лимонов призывает «отнять и поделить», но не предлагает понятной программы, как именно россияне должны жить в будущем.
Нельзя забывать, что оппозиция должна предложить населению четкую и честную альтернативу текущему режиму — перераспределение богатств на благо большинства. С такой программой оппозиция могла бы выйти из своей изоляции и стать понятной для широкой аудитории, что, возможно, и станет ключом к изменениям в стране.