Для начала, чтобы избежать кривотолков о происхождении и ангажированности, отмечу: я еврей. По крайней мере, такая национальность была указана в моем советском паспорте. Как интернационалист и космополит, я пытаюсь разглядеть среди множества националистических мифов и предрассудков контуры реальности.
Осколки разбитого вдребезги eврейского сообщества в рассеянии всегда были не только нацией, но и группой, помеченной общим социальным клеймом. После начала еврейского просвещения в конце 18 века, распада общины, эмансипации и культурной ассимиляции, европейские евреи все меньше оставались нацией. Однако социальная характеристика «еврей» продолжала сохранять значение для окружающих.
В России в первой половине 20 века этот процесс был наиболее радикальным. Большинство выживших после Холокоста российских евреев не сохранили национальных традиций, языка и религии, и фактически перестали быть единой нацией. Исключение составляли сознательные сионисты, большинство из которых выехало в Израиль в 70-80-х годах. С тех пор внешний социальный маркер «еврей» стал определяющим. Носители этого «лейбла» в разной мере сохраняли осколки национальной самоидентификации и поведенческие стереотипы, но оставались разрозненными и растворенными в русском обществе.
Нации не стало, но мифы о ней живут. Сегодня «саги о евреях» продолжают волновать воображение россиян и служат инструментами политической борьбы. Интернет полон антисемитскими и противоположными им либеральными филосемитскими мифами.
Антисемитский миф №1 гласит, что евреи — особая нация, уникально талантливая, паразит на теле других народов, источник бед и несчастий. Мифы о евреях, как анти- так и филосемитские, отталкиваются от общего «первомифа» об уникальности евреев и их роли в жизни стран рассеяния. Разница лишь в оценке значения этой роли.
В традиционном европейском средневековом обществе особый статус евреев был обусловлен конфликтом иудаизма с христианством. Для христиан евреи были, прежде всего, народом, «распявшим Христа». Филосемитский миф также «аргументировался» религиозно: согласно Библии, евреи — «богоизбранный народ». Казалось бы, переход от эпохи веры к эпохе разума должен был бы обернуться утратой особого места евреев в общественном сознании. Однако в 19-м — начале 20-го века возник новый миф об уникальности евреев, имеющий как анти-, так и филосемитские варианты.
Его появление было предопределено быстрым ростом социального статуса евреев и их активным включением в культурную, политическую и экономическую жизнь. Это было похоже на чудо: евреи в многих европейских странах превратились из наиболее социально дискриминируемого меньшинства в высокостатусную этническую группу. Многие стали думать, что причина в еврейском заговоре или «жидовской спайке», в то время как на самом деле евреи были просто лучше подготовлены к новым вызовам времени.
Еврейские социокультурные типы, такие как «торговцы» и «книжники», стали основой для их успешной адаптации. Большинство населения европейских стран на протяжении многих веков составляли крестьяне. Аристократия занималась управлением и войной, а капитализм сформировался благодаря городским обывателям. Евреям запрещалось заниматься земледелием и военной службой, что заставило их осваивать торговлю и науку.
Многие евреи стали заниматься различными видами «бизнеса» или изучением книг. В результате евреи принадлежали, в основном, к двум социо-культурным типам: «торговцам» и «книжникам». Это сформировало их успешное присутствие в обновляющемся обществе, где они стали более заметными и мифологизированными.
Ситуация менялась в зависимости от страны. В тех странах, где традиционная элита быстро приняла капитализм, еврейская эмансипация не вызывала особого напряжения (например, в Англии и Швейцарии). Однако в Германии, России и Австро-Венгрии евреев все чаще воспринимали как конкурентов.
В США массовая иммиграция евреев позволила им занять ключевые позиции в развивающихся областях экономики, таких как киноиндустрия и инвестиционный бизнес. Социальный подъем евреев стал следствием разрушения традиционного уклада жизни, что негативно сказалось на многих в Европе. На фоне этого консерваторы и националисты стали искать виновников в лице евреев, что в конечном итоге привело к катастрофе европейского еврейства.
Традиционные элиты пытались удержать евреев на положении людей второго сорта, что особенно успешно удавалось в восточной Европе, включая царскую Россию. В Веймарской Германии нацисты использовали ненависть консервативной элиты к еврейской конкуренции для достижения своих целей.
Со временем конкурентные преимущества евреев стали исчезать. Урбанизация привела к тому, что потомки крестьян получили образование и навыки, позволяющие им успешно конкурировать в обществе модерна. Евреи перестали быть наиболее преуспевающей общиной даже в США. В странах, где новообразованные еврейские общины восстанавливались после Холокоста, как, например, в Германии или Франции, они также не проявляют особого успеха и заметности.
Теперь роль евреев в конце 19 — начале 20 века во многом начинают играть народы Восточной Азии. Их трудоспособность и нацеленность на карьеру помогают добиваться социального успеха, в то время как евреи, как и другие европейцы, становятся менее конкурентоспособными.
Что касается Израиля, то его создание как убежища для евреев от антисемитизма превратилось в источник современного антисемитизма. Кровавое противостояние с арабами вызвало новую волну ненависти, а единственный путь к миру заключается в том, чтобы израильтяне перестали считать себя частью мифического «мирового еврейского народа». Это позволит Израилю стать нормальным светским государством.
В России евреи трижды делали социальный рывок. Первый – во время бурного развития капитализма в конце 19 — начале 20 века, когда евреи пришли в бизнес и науку. Второй – после революции 1917 года, когда они впервые стали значительной частью элиты. Третий – после 1991 года, когда евреи-«торговцы» вступили в новую буржуазию.
Современные российские либеральные «книжники», также как и их предки, стремятся к рыночным отношениям и частной собственности. Несмотря на это, старый миф об исключительно еврейском происхождении российской либеральной элиты продолжает жить.
Это непростая и многогранная тема, требующая глубокого анализа и осознания, ведь история евреев в России — это не только история успеха, но и преодоления сложных предрассудков и стереотипов, которые продолжают существовать.
