Уже несколько недель околофутбольная общественность обсуждает одну и ту же проблему: как поступать с футболистами, которые отказываются получать зарплату по фиксированному курсу. Время от времени отвлекаясь на очередные финансовые проблемы в Российском футбольном союзе, мы вновь возвращаемся к этой теме. Однако речь пойдет не столько о финансах, сколько о другом аспекте ситуации.
Честное слово в футболе стало пустым звуком. Лишь Леонид Федун утверждает, что предоставляет деньги Николаю Толстых «под честное слово». Но даже в этом случае проценты оказываются крайне высокими. Игроки, как российские, так и легионеры, подписывают контракты с конкретными суммами выплат. Сомневаюсь, что эти суммы обозначены в рублях. Скорее всего, они прописаны в валюте, с примечанием «в рублях по курсу ЦБ». Несмотря на тяжелую ситуацию в российской экономике, существует такое понятие, как договор. Следовать договоренностям — это основа основ любого бизнеса. Ведь футбол, о чем нам не раз говорили Гинер, Федун и другие, — это, прежде всего, бизнес.
Правила игры не должны меняться. Когда ты начинаешь партию в шашках, ты должен быть уверен, что если выбрал белые, то с ними и доиграешь, и у противника не возникнет желания играть по своим собственным правилам. В нашей стране, к сожалению, нередки случаи, когда игнорируют не только подписанные контракты, но и обязательства, взятые на себя публично. И что же это говорит о нашем уважении к себе? Откуда ему взяться, если мы подписываем контракт с доном Фабио, заранее зная, что денег на него нет? Прописываем в контрактах суммы в евро, а затем начинаем призывать футболистов к совести и отказываемся платить.
Даже случайный намек Комбарова о желании обратиться в суд вызывает за кулисами столь серьезное давление, что вскоре он уже отказывается от своих слов. Вспоминается история о Оксане Фёдоровой, которая когда-то выиграла всемирный конкурс красоты. Многие папы, смотрящие «Спокойной ночи, малыши!» со своими детьми, тоже ее знают. Так вот, после победы и получения контрактов Фёдорова оказалась не готова к обязательствам, связанным с благотворительными акциями, и уехала в аспирантуру. Корону у нее отобрали, а вице-мисс стала настоящей мисс, но мы продолжаем называть Оксану королевой красоты, несмотря на её поступок.
И вот странно, что мало кому в голову приходит, что её неожиданный демарш не только лишил ее титула, но также сделал очевидным, что жители России часто не умеют следовать договоренностям. Федун обвиняет Дзюбу в жадности, и здесь есть доля правды. Однако сам Дзюба, похоже, не нарушал никаких письменных соглашений. Но вот Федун, похоже, готов пойти на это. И тогда его упреки в адрес футболиста теряют всякий смысл. Чтобы кого-то обвинять в бесчестии, следует самой соответствовать хотя бы минимальным стандартам аккуратности и пунктуальности в соблюдении договоров.