2.9 БЕСЕДА С ВЫВОДАМИ. ОТ ИТОГОВ ЧЕТВЕРТОГО НАСТУПЛЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ – К НЕКОТОРЫМ ИТОГАМ СТОЛЕТНЕГО РОССИЙСКО-«СОВЕТСКО-ПОСТСОВЕТСКОГО» ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗРЫВА.
«Русская Катастрофа» – это объективная, точная и горькая оценка прошедшего столетия, вытекающая из наших предыдущих бесед. О колоссальных, невосполнимых людских и территориальных потерях я уже много писал и не буду повторяться. ХХ столетие Советский Союз заканчивал не «отмиранием государства», как обещал «великий Ленин», а его распадом. Как подытожил А. Солженицын – «ХХ век Россия проиграла»!
По уровню ВВП наша страна равна Голландии, население которой в 22 раза меньше, а территория не составляет и 0,5% площади РФ… Другая редко упоминаемая, плохо исследованная и мало осознанная составляющая потерь – уничтожение большевиками российских историко-культурных ценностей. Невероятно пострадали создававшиеся и собиравшиеся более 9 веков церковные сокровища: иконы, драгоценные оклады, фрески, кресты, колокола, древние рукописи и печатные книги, церковная утварь из драгоценных металлов, реликвии… Разграблены и бесследно исчезли сокровища русских царей…
В первые двадцать советских лет происходило разграбление, иногда уничтожение, часто продажа и вывоз за рубеж ценнейших экспонатов из главных музеев и книг из библиотек страны (Эрмитажа, Кремля, Государственной публичной библиотеки). Эшелоны с древними книгами и рукописями большевики отправляли за границу, продавая их по символическим ценам. Уничтожались исторические памятники, такие как Красные ворота в Москве – памятник победы Петра под Полтавой. Уничтожались памятники архитектуры; в столице на месте возведения гостиницы «Россия» был снесён район Зарядье, а теперь снесена и сама советская «Россия». Музей народного искусства в Талашкино, созданный княгиней Марией Тенишевой, по своим художественным достоинствам сопоставимый с Третьяковской галереей, исчез практически бесследно.
Аналогичные процессы, но в меньших масштабах, происходили в российских регионах. Разграбление и уничтожение культурно-архитектурных памятников продолжалось в послевоенные десятилетия и продолжается – в новых формах – по сей день. По оценкам экспертов, за 70 советских лет страна лишилась 95% своих культурных сокровищ. Особые потери – потеря «человеческого капитала» – утрата инициативы, трудовых навыков и деловых качеств нашего народа. Производительность труда у нас в четыре, по другим данным – в восемь раз ниже, чем в большинстве европейских стран.
Но эта статистика нуждается в пояснении. Неэффективность работника – не причина, а следствие депрессивной системы управления. Люди четыре-пять поколений подряд лишавшиеся возможности нормально самореализовываться и получать достойное вознаграждение за труд, не видят смысла в труде с полной самоотдачей. Сегодня российских специалистов не приглашают работать за рубеж, за исключением, разве что, военных советников. Левши, подковавшего блоху, больше нет.
Впрочем, те, кто уезжает на Запад по собственной инициативе, довольно быстро находят себе место и адаптируются к новым условиям. Никто за рубежом не говорит и не пишет о «тунеядцах и неумехах» из России. Проблема здесь не в людях, а в системе. Бюрократические оковы и коррупция исключают создание в России мировых брендов; в лучшем случае у нас могут появиться только их копии…
Столетняя деградация особенно заметна в сфере морали, в области духовной и интеллектуальной жизни. Рубеж Х1Х – ХХ веков скромно назван Серебряным веком поэзии. Прозу Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, театр К. Станиславского, великую живопись, музыку, великие имена и открытия в науке достойно назвать и оценить не успели… Русская мысль искала новые ценности, новые идеи, она нащупывала выход из кризиса своей идентичности и самобытности.
А как обстояло дело с интеллектуальной жизнью в СССР? Литература и искусство соцреализма, за исключением «не проживших свой век» Маяковского и Горького, не остались в памяти следующих поколений. Читаемое и перечитываемое сегодня – это наследие тех, «кто был не согласен», кого преследовали и репрессировали, чьи работы издавать было запрещено – Есенина и Замятина, Гросмана и Солженицына, Пастернака и Высоцкого… Мы не забудем имена Н. Эрдмана, Ю. Любимова, П. Корина, В. Шукшина…
Советско-постсоветское столетие вело не только к экономической деградации и разрушению исторической памяти, оно вело к утрате национальной идентичности и национальной самобытности России. Цивилизованные народы ценят и сохраняют свои культурные традиции – в праздники европейцы надевают национальные костюмы, поют народные песни, танцуют свои танцы, любят собственную национальную кухню. Своих национальных героев – писателей, музыкантов, художников ценит каждый народ.
В России народные культурные традиции целенаправленно преданы забвению; юбилеи наших великих писателей и мастеров искусства не отмечаются. Дни и декады культур народов Российской Федерации государство также не отмечает. В России (в Московской областной филармонии) сохранился один-единственный в стране ансамбль гусляров. От волшебной мелодии русской балалайки осталось одно иронично-унижающее понятие – «балалаечник»… Хлебом-солью здесь никого не встречают. Даже родной русский язык в центре столицы вытеснен иностранной рекламой.
В советские десятилетия национальную культуру стремились заменить коммунистическим зомбированием. В последние десятилетия, после краха комидеологии, вместо духовного и культурно-национального возрождения, проводится политика нравственной деградации и антиинтеллектуализма. Эту задачу выполняют многочисленные телепрограммы – от основанного К. Собчак «Дома-2», до бесконечных ток-шоу со скандалами и драками…
(Продолжение следует).