Вертикаль, как слышно? Россия после Марша Мира

Власть и общество в СССР. На протяжении 95 лет нормальный диалог между властью и обществом в нашей стране отсутствует. Команды проходят «сверху вниз», а «снизу – вверх» сигналы глушатся и цензурируются. Недавно один из депутатов Калининграда рассказал, что увольнение Г.Бооса с поста губернатора произошло не из-за протестного митинга, а потому, что он, хотя и с большой неохотой, начал прислушиваться к оппозиции и вступил с ней в диалог.

Лишь в особых случаях власть открыто реагирует на сигналы снизу. Классические примеры из советского прошлого – Кронштадтское и Тамбовское восстания; власовское движение; восстание в ГУЛАГе — в Норильске и Воркуте весной и летом 53-го года. Ответом стали НЭП и срочный тайный демонтаж ГУЛАГа, а также информационное прикрытие в виде «ХХ съезда КПСС». К времени полуоткрытого развенчания сталинского варварства на партсъезде большинство лагерей уже было распущено…

События последних дней могут стать началом «нового принципиального разговора» общества с властью.

Про Марш Мира. Свое отношение к развязанной Кремлем преступной войне в Украине граждане выразили участием в воскресном шествии. Сколько человек пришло: 5, 15 или 25 тысяч? Эта цифра стала главным предметом политических мистификаций. Достоверные данные известны, но, разумеется, не назвут ни государственные органы, ни независимые эксперты. Как всякий нормальный человек, я люблю похвастаться, но сейчас, поверьте, не тот случай. Я имею право отнести себя к экспертам, поскольку отношусь к «демократам первой волны», участвовавшим в протесте в годы Перестройки. Я вел самый первый массовый митинг в Лужниках 25 марта 89 года, выступал на всех последующих митингах, включая февральский на Манеже 90-го года. Меня научили, и я действительно умею определять количество участников. Могу гарантировать, что 21 сентября в Москве нас было больше 100 тысяч! Возможно, и 200 тысяч, не могу сказать точно, потому что, находясь в первой трети колонны, я не мог увидеть ее начало и завершение. Но то, что я видел, точно превышало 100 тысяч человек. Очень вероятно, что участников было более 150 тысяч, но это уже предположение. Сколько было в других городах – не знаю, не верить же официальным данным. Главное, что Марш был всероссийским! Такой результат ошеломил власть.

Тот, кто осуществляет цензуру, теряет ориентацию в социальном пространстве. За последние месяцы Кремль выложил на пропаганду 6 миллиардов долларов, из которых на информирование о воскресном митинге было потрачено, по словам Б. Немцова, только 25 тысяч долларов! (А если бы пропорция была хотя бы 1000 к 1?)

Про телеответ. Чего добились? Скоро Орлуша напишет новые стихи – «Они сегодня в России остались одни…». Власть нас увидела и испугалась. Весь понедельник СМИ, как подорванные, повторяли фразу о том, что «митинг повлияет на политическую позицию властей». А уже вечером на первом телеканале зазвучала очередная, но не совсем обычная – с участием оппонентов – «соловьиная трель». Знатный нардеп Железняк, отказывающийся платить налоги в госказну, риторически клеймил оппонента В. Рыжкова: «А ты оказал помощь Новороссии?»

Ветеран политигр Жирик, недавно публично извинявшийся за перебор с таблетками, требовал от своего помощника изнасиловать журналистку, уверяя, что в протесте участвовали наркоманы, проститутки и уголовники. Штатный кремлевский пропагандист Сережа Марков переворачивал реальность с ног на голову. Слова Михаила Ходорковского о том, что он готов возглавить процесс преодоления остро возникшего кризиса, Марков интерпретировал по-кремлевски: «Ходорковский и враги готовят в стране глубокий кризис!»

В небольшом отступлении отмечу, что я ежегодно участвую в Международном форуме в Крынице, Польше. В 2012-м оказался спикером одной из панелей вместе с Марковым. Ведущим был Ю. Олекса, бывший маршал Сейма и премьер. Выступление Сережи аудитория не приняла, замечания делал также и Олекса. В конце концов, он прервал Маркова, забрав у него микрофон. Две недели назад проходил очередной форум в Крынице, и участников было очень много, приехали, наверное, из сотни стран. Из России было человек двадцать, включая двух профессиональных пропагандистов – М. Шевченко и И. Коротченко. Они слушали всех, даже тех, с кем не согласны. Но только украинские умствования двух кремлевцев зал не выдержал и их «схлопал».

В воскресной телепрограмме также участвовал пламенный Проханов, которого Соловьев поставил в одну группу с двумя сторонниками марша, чтобы удобнее манипулировать. Его эмоционально насыщенные и образные тирады наполнили атмосферу передачи мракобесием. Пропагандисты апеллировали к нескольким «нехорошим» плакатам, появившимся на Марше. Подрядчики Кремля предупредили о готовящейся очередной серии «Биохимии измены» или «Анатомии предательства». Спешу предупредить: я был свидетелем описываемого. При проходе металлических ворот перед входом на территорию Марша нас проверяла полиция. Людей с «нехорошими» плакатами останавливали, к ним вызывали женщину-цензора. Если она давала «добро» — пропускали, если нет — оставляли на внешней стороне Марша. Значит, люди с действительно «скользкими» плакатами, скорее всего, прошли целенаправленно для дискредитации участников! Мы скоро увидим их в новой «Анатомии». Запомним их лица…

О Соловьеве-ведущем уже сказано много. Весь вечер он нудил про демократию, возможную только в нашей солнечной стране, не вспомнив о заключенных с 6 мая. Пара слов о тех, кто защищал митинг: Рыжков и Станкевич — двое против четверых, это тоже по-нашему, по-соловьевски. Не удивительно, что ряд кремлевских абсурдизмов остался без ответа. Когда Железняк заявил, что «весь мир поддерживает Россию», я едва не упал со стула…

18 сентября президент П. А. Порошенко выступал в Конгрессе США, его речь 28 раз прерывали овации, 11 раз зал вставал. Война с Россией, сказал президент, – это выбор между цивилизацией и варварством!

Итоги. Более 100 тысяч участников Марша заставили Кремль нас видеть и слушать, но не заставили всерьез ответить. Мы придем еще! Нас будет больше! И еще. Мы понимаем, какие, не только материальные и физические, но и эмоциональные потрясения испытывает Украина. Война с соседом — мир перевернулся!? Хочу обратиться к украинской интеллигенции: наш общий враг – тоталитаризм, коррупция, советчина. Организаторов войны мы не простим, а борцы за свободу, русские и украинцы – братья!

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы