Историческая особенность момента. Много лет назад, 25 марта 1989 года, я вел первый свободный митинг в московских Лужниках. Собравшиеся на площади передавали записки, в одной из которых было сказано, что где-то рядом находится Евгений Евтушенко, и хорошо бы дать ему слово. В микрофон я попросил Евгения Александровича подняться на трибуну и выступить. Уже не помню, о чем он говорил, но помню наш разговор после выступления. Показывая на 100 тысяч собравшихся, я гордо сказал: «Мы начинаем демократическую революцию», на что мой собеседник скептически заметил: «Настоящие революции происходят не на площадях, а в головах».
Этот эпизод вспоминается не случайно. В последние дни в сознании многих людей произошла настоящая революция – бесконечная официальная брехня о войне, бережно сохраняемая и оберегаемая номенклатурой, наконец-то начала массово отвергаться. Об этом свидетельствует интернет, публикации и комментарии – началась массовая десталинизация истории войны. Расшатался последний крюк, на котором держатся остатки советской мифологии. Все больше людей понимают: наш народ понес неисчислимые потери, но эти жертвы, как и сама война, — результат бездарного правления незаконно захватившей власть ленинско-сталинской банды. Плодами победы антигитлеровской коалиции, безусловно, воспользовался Запад, но мы до сих пор не освободили самих себя!
Что же делать дальше? В этой ситуации необходимо продолжить процесс интеллектуального освобождения и мирным путем подготовить неизбежное и скорое самоосвобождение нашего народа. Что означает это самоосвобождение, к какой картине исторического прошлого стоит прийти? Во-первых, нужно окончательно признать, что советский маршрут – это историческая катастрофа. Большевицкий переворот отбросил Россию на десятилетия назад. Только к 1929 году экономика советизированного государства по ВВП вышла на уровень 1914 года. В 1908 году в России было введено всеобщее начальное образование, а к 1922 предполагалось обеспечить всеобщую грамотность. Большевики приняли закон об обязательном начальном обучении только в 1932 году!
Одно из прямых следствий Гражданской войны, тотального разрушения России и отбрасывания её назад – потери в Отечественной войне. Нехватка специалистов приводила к тому, что наши летчики, танкисты и связисты были вынуждены осваивать сложную военную технику не за годы, как это происходило в Рейхе, а за считанные месяцы! О предвоенном сталинском разгроме командного корпуса армии и говорить излишне. Самая сильная в Европе Русская армия, почти не знавшая поражений на протяжении двухсот лет, была заменена армией красных, армией самых страшных потерь в мировой истории войн.
А чем же номенклатура может похвастать после войны? Преодолено ли довоенное отставание? Определенные политические изменения в мире действительно произошли. Страны Восточной Европы сбросили красный флаг, который вдохновенно поднимали 45 лет, и начали энергично догонять западных соседей. Сегодня на свободных выборах народы этих государств дают ясную оценку своему «коммунистическому прошлому». Некоторые территориальные приобретения получил сам СССР – треть Восточной Пруссии вошла в состав советского государства и называется теперь Калининградской областью. На востоке страны Курилы и Южный Сахалин вернулись под нашу юрисдикцию. Но есть тут совершенно другая, точнее, та же самая проблема исторического регресса.
Победители на присоединенной территории, как, впрочем, и на всей остальной территории, живут гораздо хуже, чем побежденные немцы или японцы. Из сказанного следует: идущее у нас, вопреки официальной пропаганде, революционное освобождение от коммунистической мифологии, происходящее переосмысление итогов войны необходимо дополнить отказом от сталинщины в интерпретации всех семи советских декад. А. Солженицын, искусственно втиснутый кремлевскими интерпретаторами в официальную систему, с горечью замечал: ХХ век Россия проиграла. Но без глубинного переосмысления событий прошедшего столетия преодолеть поражение невозможно!
Что происходит после 91-го года? Мы продолжили и реформировали историческую Россию или вернулись в СССР? В Советском Союзе социализм никогда не строился, ибо социализм – это социальная справедливость, т.е. отсутствие эксплуатации. А в СССР уровень эксплуатации был гораздо выше, чем в странах Запада. Существовал класс, осуществлявший присвоение чужого – это партгосаппарат. Другими словами, советский режим – это тоталитарно-номенклатурная система, прикрывавшаяся толстым слоем комидеологии. Власть находилась в руках чиновников, которые сами себя назначали и заставляли народ не только работать за несправедливо низкую плату, но и непрерывно скандировать лозунги про «славу КПСС» и про то, что «победа коммунизма неизбежна». Что изменилось за последние 20 лет? Власть по-прежнему в руках самоназначающейся номенклатуры. Большой идеологии нет, но время от времени режим выкрикивает какие-то лозунги-обещания, которые даже не старается реализовывать или делать предметом всеобщей веры.
Мы отстали еще на несколько десятилетий, ибо мир движется вперед, а мы, как с удивлением заметил бывший министр А. Илларионов, даже не вышли на уровень 1991 года! Попытки властей вернуться в прошлое, навязать народу то, что уже было один раз съедено, стремление остановить гражданскую духовную революцию очевидно, и этому нужно противостоять.
Приведу несколько примеров. Через несколько дней на Красной площади вновь появится «дедушка Зю», который под незримым плакатом «время назад» будет повязывать детворе красные галстуки. Некоторые спросят: а что здесь плохого, пусть дети будут пионерами? Но из пионеров вырастают комсомольцы, а из комсомольцев – коммунисты, а настоящие коммунисты, как учил другой дедушка, становятся чекистами. Кроме того, сам «праздник» назначен на 19 мая не случайно, а чтобы зачеркнуть русскую историю. Ведь 6 мая (по новому стилю 18-го) Россия отмечала день рождения Николая П. Так что маленьких Иванов будут целенаправленно «лишать своего родства».
Приведу другой пример. В стране возвращено звание Герой труда. Не трудно показать, что и в советское, и в постсоветское время тема героя труда порождала в общественном мнении ироническую улыбку и анекдоты. Ни один настоящий писатель или художник никогда не делал своим героем того, кто отмечен официальной звездой. Напротив, великий польский режиссер Анджей Вайда в фильмах «Человек из мрамора» и «Человек из железа» показал и лживость официального геройства, и то, как строитель-стахановец со временем превращается в лидера протеста, выступающего против режима, который всегда выступает от имени рабочих и всегда притесняет их.
Обыденное и творческое неприятие «социалистического геройства» дополняет философский анализ, проделанный в свое время Карлом Марксом. Он показал, что в условиях капитализма, чем больше трудится пролетарий, тем более обездоленным и зависимым становится. Почему? Да потому, что обогащается, становится более могущественным только хозяин, т.е. сам частный собственник. При настоящем, классическом капитализме пролетарии постоянно борются за свои права, а не за «победу в капиталистическом соревновании». Сегодня «чистый капитализм» почти нигде не существует. В странах Запада высокие доходы облагаются повышенными налогами, которые правительство перераспределяет в пользу нуждающихся. Так же должно быть и у нас, ибо согласно 7 статье Конституции Россия — «социальное государство».
Но в действительности, в условиях утверждения частной собственности одинаковый 13% подоходный налог платят все – и врач с зарплатой 6 тысяч рублей, и миллиардер-олигарх. Характерно, что французские рабочие не бегут из своей страны от налогов и не запрашивают российское гражданство, их поддерживает собственное государство, декларирующее и реализующее социальную справедливость. А вот сверхбогатый Депардье решил сберечь свои доходы, запросив российский паспорт.
Что из этого вытекает? Да то, что современная Россия – это государство номенклатурного капитала, в котором призывать к трудовому героизму может лишь тот, кто игнорирует Конституцию и экономическую теорию, кто издевается над правами трудящихся. Выкрикивая лозунг «Россия вперед», власть, на самом деле, пятится назад!
Стремление граждан к духовному освобождению будет и далее наталкиваться на искусственные препятствия – цензуру, разрушение системы образования, дебилизацию населения через СМИ, пресловутый «единый учебник», широко рекламируемый телеканал «История» и т.д. На наши деньги власти и дальше будут снимать душевные телефильмы о Фурцевых, Сталиных, Брежневых, нам будут петь песни о очень неплохой жизни в СССР, забывая, что в один прекрасный день этот рай рухнул и прекратил существовать.
От нас зависит, сможем ли мы отстоять свою волю и стремление к свободному, не искаженному анализу прошлого и настоящего, поддержим ли несистемную социальную науку, усилим ли невосприимчивость к официальной демагогии. Тем, кто интересуется и пока не разобрался в военной тематике, я очень советую прочитать выложенные в интернете мемуары Николая Никулина «Воспоминания о войне». Уверяю, что после 20-й страницы волосы встанут дыбом.
Есть ли цель? В заключении еще два слова. Отбросим, разорвём в клочья советско-постсоветскую брехню. Что дальше? Осознав, что СССР – не Россия, а анти-Россия, нам необходимо продолжить российский маршрут. В. Шукшин в замечательном фильме «Калина красная» показал главного героя – Егора Прокудина, крестьянского парня, который пошел неверным путем. В конце концов, он хочет вернуться домой, к матери, но мать его не узнает. Мы обязаны понять, где наша мать — Родина!
Выход из кризиса — в преемственности с исторической Россией. Учтем опыт Запада, что-то возьмем и из советского прошлого, но наш фундамент — российский! Собрав самое большое в мире государство, мы, с конца XIX века, достигли самых высоких в мире темпов экономического роста, самых высоких демографических показателей. У нас была самая продвинутая социальная политика. То было время колоссального духовного взлета, скромно называемого Серебряным веком. Дополним митинги и демонстрации революцией мысли!
