А вот и моё особое мнение о «Битве за Севастополь», с которым можно соглашаться, а можно считать позицией упертого ватника. Но в любом случае почитать перед походом в кино всё же советую:
Главная героиня – маньячка, которой нужно отдельно по ходу фильма напоминать, что не стоит уподобляться фашистам и творить зверства. Премудрая Элеонора Рузвельт взяла её под свою опеку. Необоснованная сдача Одессы, трусливые советские генералы и адмиралы, бросившие на растерзание защитников Севастополя, и не менее подлые партийные работники с комиссарами, которые не нюхали пороха, но бодро раздавали приказы и т.д. и т.п.
Вот что нам показали в преддверие 70-летия Победы в Великой Отечественной войне на больших экранах, и что планируют в последующем выпустить в качестве 4-серийной телеверсии. Судя по сообщениям в СМИ, это демонстрируют сегодня по всей стране в рамках бесплатных премьерных показов с приглашением ветеранов и общественности региональные власти. У этого всего есть два названия – «Битва за Севастополь» (для России) и «Незламна» («Несокрушимая» – для Украины).
Да-да, несмотря на все запреты Киева в отношении любых российских лент с малейшим намеком на крамолу, этот фильм без всяких проблем показывается, например, во Львове (что, к слову, уже говорит обо многом). И это всё, как издавна водится в нашей стране, снято за государственный счет. Сначала финансирование шло из двух источников – российского Минкульта и украинского агентства по вопросам кино, но потом «наши партнеры» от своих обязательств отказались, и завершать картину, по словам Мединского, пришлось собственными силами. Как говорится, завершили, сняли, сделали подарок к 9 мая…
Впрочем, что же я о плохом, да о плохом. Объективности ради, нужно отметить, что с точки зрения драматургии и режиссуры фильм снят очень профессионально, смотрится на одном дыхании. Во многом за счет просто великолепной актерской игры исполнительницы главной роли Юлии Пересильд, которая затмевает и кривляние отдельных эпизодических персонажей, и местами заметную компьютерную графику, и даже изъезженные и примитивные штампы про еврейские семьи.
Но именно это делает фильм очень и очень вредным, ибо заставляет зрителя верить в субъективное представление создателей картины о реалиях того времени, которое предполагает излюбленную нашими «либералами» версию а-ля «победили люди, а государство, руководители, командование… это все нечто мифическое в лучшем случае, а в худшем… победа – результат того, что людей попросту бросали в топку миллионами».
В этом плане Звягинцев с его параллельной левиафановской реальностью родом откуда-то из 90-х нервно курит в сторонке – в конце концов, думающий зритель способен отличить вымысел от реальности, в которой живет здесь и сейчас. Но когда речь идет о событиях 70-летней давности, не говоря уже и о реальном уровне исторического образования, особенно у людей, родившихся в 90-х и позже… Тут противостоять идеологическим штампам гораздо сложнее.
И последнее – если кто-то думает, что «Битва за Севастополь» про сам Севастополь, про эпохальное противостояние и легендарный героизм защитников, то это заблуждение. Это просто отличный маркетинговый ход, учитывающий приближающуюся годовщину Победы и воссоединение России и Крыма. Сам Севастополь там постольку-поскольку, исключительно как место, где служила легендарная женщина-снайпер, Герой Советского Союза Людмила Павличенко. Не больше и не меньше. Быть может, именно поэтому в украинской версии название фильма можно было так легко и без потери смысла изменить на «Несокрушимую».