Кетеван Хараидзе: Кобзона здесь и не стояло. Здесь жил Пастернак!

Серый гранит. Над ним бронзовый памятник покойнику. Угадайте, как это место называется? Нет, это не кладбище. Это современная Москва. Городские парки, скверы и улицы стремительно превращаются в филиалы Новодевичьего, Ваганьковского и других кладбищ. Это вызывает гнев и протесты горожан. К расхожей фразе москвичей «Понаехали тут» добавилось: «Понаставили тут». Тех, кого «понаставили», спросить о том, нужна ли им память ценой протестов и гнева москвичей, когда вместо доброго слова в их адрес звучит: «Нам он здесь не нужен», никто уже не может. Уверена, если бы спросили, они сами отказались бы. Но их уже не спросить.

Зато многочисленные фонды имени знаменитых покойников, родственники и друзья при поддержке властей города думают за них. И ставят памятники, проходя мимо которых у горожан вырываются недобрые слова. Это и становится «памятью». Недоброй, увы.

Год назад мне, в том числе благодаря блогу и письмам в мэрию, удалось остановить переименование Настасьинского переулка, который чудом сохранил свое название на протяжении трех сотен лет. Лично мне, как депутату Тверского района, пришлось услышать немало гневных слов от фонда выдающейся певицы Елены Образцовой за мой отказ установить памятник напротив памятника Пушкину в Новопушкинском сквере на месте, где раньше стоял памятник поэту и к которому она никакого отношения не имела.

Но я не была против Образцовой. Я была против выбранного места установки памятника. Уже больше года жители Басманного района сопротивляются установке четырехметрового памятника Маршаку на Лялиной площади, сохранившейся в неприкосновенности. Никто не против личности Маршака. Москвичи выступают против изменения облика площади, имеющей статус объекта культурного наследия. Надеюсь, родственники и фонд, инициировавшие установку памятника, а также власти города одумаются и услышат жителей Басманного района. Они могут найти другой способ и место для увековечения памяти выдающегося писателя и избежать социального взрыва.

Буквально вчера в Совет депутатов Тверского района поступило обращение из Мосгордумы с предложением установить памятник Иосифу Кобзону в Оружейном переулке. Каждый читатель блога может ознакомиться с мнением горожан по этому поводу по ссылке. Память о Кобзоне, которую он оставил как певец, должна сохраняться. Для этого достаточно переиздавать его наследие. Уже есть мемориальная доска на Российской академии музыки имени Гнесиных. Есть улица имени Кобзона. Есть память о нем как о человеке, который из Норд-Оста на Дубровке выводил детей, и как о политике, который голосовал «за» закон «Димы Яковлева». Память о человеке, который помогал престарелым пенсионерам получить качественное лечение за счет собственных средств, и о политике, который голосовал «за» пенсионную реформу. Памятник — это память о человеке, которую он оставляет своими поступками при жизни и творчеством. Все так просто.

Память о себе люди создают всю свою жизнь. Для деятелей искусства в первую очередь это их произведения. Родным и близким покойников, фондам их имени и государству прежде всего необходимо позаботиться о переиздании этого наследия. Запланированные в дефицитном московском бюджете 52 миллиона на установку памятника Кобзону за счет налогов москвичей уж точно не поддаются никакому объяснению. Как и место, куда предложено поставить памятник. Оружейный переулок никак не связан ни с жизнью, ни с творчеством этой противоречивой фигуры певца и политика. Зато это место связано с жизнью и творчеством Бориса Пастернака. Но со стены дома, в котором жил Пастернак, недавно исчезла даже мемориальная табличка.

Москва — главный город страны. Неудивительно, что именно в ней сосредоточены самые выдающиеся личности. Большинство из них обитали в историческом центре города. Однако установка памятников каждому из них на Тверской, Садовом кольце или на исторически сформированных площадях и скверах центра города — это не просто признак дурного вкуса. Это признак наплевательского отношения к истории города и к мнению горожан. О мнении москвичей по «памяникомании» властям и родственникам покойников невозможно не знать.

Россия богата талантами. Была богата всегда. Это великое счастье. И да, память о них должна сохраняться, в том числе визуальными средствами. Три года назад, став муниципальным депутатом Тверского района, я направила письмо мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой поддержать мою идею и обратиться к Президенту РФ: использовать пустующие пространства парка Зарядье для создания «Аллеи славы», где были бы установлены бюсты выдающихся российских деятелей искусства и науки, внесших вклад в развитие мирового прогресса. Ответ был получен отрицательный. А зря. Придется обращаться лично к Президенту РФ.

Слава России — это не нефть, не газ, и с недавних пор не «Новичок». Это россияне, не всегда родившиеся и жившие в Москве, но внесшие неоценимый вклад в развитие мирового прогресса. Они и есть слава России. И где им место, если не напротив Кремля? А улицам и площадям города хватит очередной бронзы на граните любых размеров и художественного достоинства. Этому место не на городских улицах. Для этого есть более подходящее место — называется кладбище.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы