21 год назад Россия уверенно и energetically вступила в эру своей свободы. Это историческое событие стало возможным благодаря расколу элит и мужеству горожан, которые бесстрашно встали на защиту своей мечты. Колесо политических реформ закрутилось по нашему демократическому бездорожью. Оно вертится, вертится, но далеко не уходит.
В августе 1991 года я, кооператор, с восторгом носилась с огромной и неуклюжей Мотороллой, а сейчас с нетерпением жду очередной версии Айфона с ещё более быстрым интернетом. Восьмая модель Жигулей тогда была для меня символом восторга и абсолютного счастья. Сейчас времена изменились качественно, но новейшие технологии не затронули наш демократический путь. Больно колея глубокая, и колесо крутится вхолостую.
Символично, что на фоне годовщины демократической бархатной революции 1991 года мы наблюдаем неправедные аресты и приговоры, террористические акты в Ингушетии и митинги на улицах. Страна, растратившая очередную порцию национальных богатств, снова застряла в каналах и ямах собственных ошибок. Команда Ельцина была обвинена в бездумном копировании чужого опыта, и от него отказались. Теперь мы прокручиваем свой, доморощенный путь, не извлекая уроков из 90-х, а скорее усугубляя ошибки прошлого.
Проблема в том, что прокладывать удобную демократическую дорогу страшно. Она ведь широкая, для всех, а «все» — это те, кто мигалками не пропустит. Перед правилами дорожного движения все равны… Страшно. А чтобы не было страшно, лучше не строить, а слегка латать дыры. Чтобы никто не жаловался на ямы, нужно сделать так, чтобы всем стало страшно. Так и крутится наше колесо.
Но вот беда: трение растет, дым пошел, паленой резиной несет. Нехорошо это. Колесо истории не заменить, и нам придется строить нормальную дорогу.