Я, возможно, и не стал бы обсуждать «Пусси Райот», если бы не многочисленные упоминания Израиля как страны, где с подобными поступками женщин обошлись бы куда более жестко. В ходе своих заявлений президент России отметил, что если бы эти девушки находились в Израиле и осквернили что-то, им вряд ли удалось бы покинуть страну без последствий. «Вы, наверное, многие знаете, что там есть довольно крепкие ребята,» – сказал он, что привело к обсуждениям в блогах о некой девушке, якобы оскорбившей чувства молящихся у Стены Плача и уже получившей или ожидающей семилетний срок в тюрьме.
Важно прояснить ситуацию. Да, Нофрат Френкель действительно оскорбила чувства верующих у Стены Плача, была арестована и допрошена. На нее было заведено уголовное дело, и некоторые религиозные авторитеты резко выступили с призывами к наказанию. Однако никаких семи лет тюремного заключения не было; единственным наказанием стал двухнедельный запрет на приближение к Стене Плача. В Израиле действительно существует закон, касающийся оскорбления чувств верующих в святых местах, но максимальное наказание за это – шесть месяцев тюрьмы или небольшой штраф. Нофрат была признана невиновной, и дело было закрыто.
18 ноября 2009 года, в холодное утро Иерусалима, Нофрат Френкель пришла к Стене Плача. Она собиралась молиться на женской половине, надев мужское молитвенное покрывало – талит – и читая молитвы из свитка Торы. Девушка пришла с сорока соратницами из организации «Женщины Стены», которая объединяет реформистское и консервативное течение иудаизма. Эти традиции не признаются ортодоксальными евреями.
Действия Нофрат были безусловно оскорбительными для ортодоксальных иудеев, для которых молитва женщины в талите и чтение свитка Торы – это грубейшее нарушение основ. По словам свидетельницы Хоффман, оскорбленные ортодоксы кричали в ответ «шиксе» (на идиш – «проститутки») и утверждали, что «Холокост случился из-за таких как вы». Молитва Нофрат привлекла внимание полиции, которая пришла и отвела девушку в участок. Ее сорок подруг следовали за ней и в течение полутора часов пели под участком песню «Гешер цар мэод», в которой говорится: «мир – это узкий мост, и главное – не бояться». Нофрат позже отметила, что пение помогало ей сдерживать слезы.
Френкель была отпущена через полтора часа под письменное обещание не приближаться к Стене Плача в течение двух недель. Рав Овадья Йосеф, бывший главный сефардский раввин, назвал ее дурой, заявив, что «Женщины Стены» вместо поклонения Всевышнему выбирают «равенство» и должны быть предупреждены и осуждены. Если бы Нофрат была признана виновной, ей грозило шесть месяцев тюремного заключения или штраф в 10 тысяч шекелей (примерно 2650 долларов). Но виновной она не была признана, и дело было закрыто.
Это не единственный случай. Анат Хоффман, глава «Женщины Стены», была задержана 12 июля 2010 года за молитву на женской стороне Стены. Ей назначили штраф в 5000 шекелей (1300 долларов) и отпустили с условием, что она в течение месяца не будет приближаться к Стене. Другой случай произошел 21 июня 2012 года, когда Дебора Хоубен, также из «Женщины Стены», провела час в полиции и получила запрет на приближение к Стене на неделю, под угрозой штрафа в 3000 шекелей (750 долларов).
С момента своего основания в декабре 1988 года «Женщины Стены» борются за право на молитву у Стены Плача. В июне 2003 года было вынесено постановление, позволившее «Женщинам Стены» молиться в талите у той части Стены, что называется Аркой Робинсона, находящейся в районе археологических раскопок. Однако молиться по своему канону на женской или мужской стороне Стены «Женщины Стены» не имеют права.
С 1967 года в Израиле существует закон о защите святых мест, который теоретически подразумевает лишение свободы до семи лет. Ни разу за время действия закона он не применялся. В 1981 году рядом членов Кнессета были предприняты попытки провести расширенную версию этого закона, запрещавшую неортодоксальные формы молитвы у Стены, но законопроект был отклонен.
Для подробной информации представлены ссылки на закон о защите святых мест и на различные источники, касающиеся вышеописанных событий.