Уроки истории необходимы не столько для понимания прошлого, сколько для лучшего осознания настоящего и будущего. ХХ век стал для России веком глобальных перемен и потрясений, самых страшных войн и классовых сражений, веком четырёх революций (1905, две в 1917 и 1991-1993 гг.), самого масштабного территориального распада, веком торжества победителей и горьких разочарований. Однако не поняв прошлого, мы не сможем избежать повторения ошибок в будущем.
Итак, 100 лет Октября: что это было? Трагическая неизбежность 100 лет, прошедших с момента Октябрьской революции в России, так и не смогли примирить сторонников различных, порою диаметрально противоположных суждений и оценок, даваемых этому эпохальному историческому феномену. Была это радикальная революция или лишь некий «Октябрьский переворот»? Ответ очевиден: это была настоящая революция, потрясшая мир, и совершенно не важно, каким способом она была осуществлена. Революция не только свергла действующую власть; она отправила на свалку истории всю общественно-политическую формацию тогдашней России и объявила войну всей буржуазии мира.
Совершенно точно, ни до Октября 1917, ни после ничего столь эпохального в мире по масштабам и последствиям не случалось. Ознаменовала ли Октябрьская революция начало новой эпохи, более справедливой, гуманной, свободной и передовой? Увы, нет. Строительство коммунизма через отрицание частной собственности, роли рынка в конкуренции товаров и услуг и уничтожение «эксплуататорских классов» через репрессии, войны и «диктатуру пролетариата» принесло народам стран, пошедших по пути России, неисчислимые беды и страдания, а также экономическое и технологическое отставание.
ХХ век для всего человечества, прошедший под знаком противостояния двух общественно-политических лагерей, стал самым кровавым и жестоким. Фактически, несколько десятилетий весь мир стоял на грани самоуничтожения. Можно ли было избежать революции, ввергнувшей вскоре огромную страну в пучину самой кровопролитной в мире Гражданской войны? Думаю, что нет.
Я убежден: спусковым механизмом трагического Октября 1917 стали фатальные ошибки царской власти в ходе первой русской революции 1905 года, когда последний русский самодержец Николай || отказался передать власть Учредительному Собранию. Случись это, мировая история в ХХ веке была бы точно другой: не такой кровавой и трагичной. Буржуазная демократия, пришедшая в феврале 1917 на смену подзадержавшейся более чем на 100 «лишних лет» абсолютной монархии, спасти страну от потрясений в условиях Мировой войны уже не могла.
Ей просто не хватило времени для выстраивания и отлаживания новых институтов власти и общества, установления мира и восстановления экономики. Накопившиеся и усугубленные Мировой войной проблемы и противоречия в считанные месяцы похоронили едва народившуюся в России демократию в пламени большевистской революции, начавшую отсчет новой эпохи, самой трагической и кровавой в истории нашего народа.
Удивительно другое: итогами февраля 1917, то есть «буржуазными свободами» — отменой цензуры, свободными выборами, легализацией партий и прочими благами нарождающейся демократии эффективнее всех сумели воспользоваться именно большевики, которые не только укрепили свои политические структуры, но и легально сформировали вооружённую гвардию, с помощью которой затем осуществили силовой захват власти, чтобы узурпировать ее почти на столетие.
Выражала ли Октябрьская революция волю народа? Не совсем: массы ждали от нее созыва Учредительного Собрания, формирования реального парламента, способного не только дать стране новое дееспособное коалиционное правительство, но и стать трибуной выражения интересов и идей всех основных политических сил России. Но матрос Железняк, выполнявший спецзадание большевиков, использовал в дебатах на первом же заседании неотразимый аргумент, выкатив на сцену зала заседания депутатов пулеметы «Максим». Учредительное Собрание, увы, было свергнуто также, как чуть ранее — Временное правительство, с помощью грубой силы, а всю полноту политической власти в стране, ни с кем не делясь, получили большевики.
На целых долгих 70 лет в стране воцарила диктатура одной партии с практически несменяемыми десятилетиями вождями во главе. Повинны ли большевики в классовом терроре, репрессиях, Голодоморе, ГУЛАГе и значительной части ничем не объяснимых чудовищных жертв Второй мировой? Однозначно да. Никакие объяснения, типа «враждебного окружения» и «отодвигания границ» для защиты страны, не могут быть приняты в качестве оправдания самого масштабного в истории державы геноцида русского и других народов России, длившегося, по меньшей мере, несколько десятилетий подряд.
Ни покаяния в свершении преступлений против человечности, ни глубокой десталинизации страны до сих пор не произошло, и одно это ставит крест на цивилизованном будущем России: с таким историческим багажом мы свободного и цивилизованного государства не построим.
Пятая революция. Когда и как? Конечно, сегодняшнюю власть слово «революция» сильно напрягает, особенно после революций «роз» или «апельсинов» в Грузии и Украине. Парадоксально, но факт: опасаясь революции, нынешний режим явно млеет перед революционными методами большевиков в части узурпации власти, а также умения «закручивать гайки» и подавлять любые протесты против своего господства. Именно по этой причине в стране будут множиться памятники князю Владимиру, Грозному, Сталину и прочим палачам и душегубам народа. Это не памятники, а напоминания всем, кто забыл, в какой стране родился.
Это воплощенная в бронзе и граните мечта о вечной власти без всяких ограничений. Это желание предстать перед народом в образе «жесткой руки» — чтобы не свергли, даже не думали. Но страна неотвратимо продолжает двигаться к Пятой революции. Развивающийся системный кризис, поразивший экономику, социальную сферу, мораль и нравственность; глубокая международная изоляция (а значит, всё более заметное отставание от передовых стран), деградирующий и при этом полностью коррумпированный госаппарат — всё это неизбежно ведет страну к силовой смене власти.
Предсказать точную дату начала революционных событий не способен никто, потому что это — стихийное явление. Даже самые отъявленные революционеры нередко опаздывали к началу решающих событий. Но неопределенность во времени не отменяет революцию — она развивается внутри страны и общества как процесс накопления противоречий и многочисленных ошибок действующей власти. Можно ли избежать новой революционной драмы или даже трагедии? Теоретически, пока еще да. Правда, при одном условии — Путин после 2018 немедленно начинает переговорный процесс о передаче власти.
Назначаются новые, честные и демократические выборы Парламента, осуществляется Конституционная реформа (Госдуме передаются реальные властные полномочия, ограничивается роль президента), одновременно идет реформа суда, снимаются ограничения со свободы слова, объявляется амнистия всем политзаключённым. В конце переходного периода — новые, не имитационные выборы президента и формирование коалиционного правительства. В этом случае Россия спасена, вопрос о революции с повестки дня снимается. Но, честно говоря, в такой сценарий поверить крайне сложно.
Скорее, я склонен доверять слухам из Кремля о том, что и после 2024 Путин решил править страной, а это точно революция. У Кремля был исторический момент мягко провести необходимые политические реформы и остановить радикальный сценарий: события декабря 2011-2012 года, когда десятки и даже сотни тысяч вышли на улицы, оскорбленные подтасовкой выборов. Если бы тогда Путин нашел в себе мудрость начать предложенный ему переговорный процесс с протестным движением, а не доводил страну до нынешнего состояния… Но история не имеет сослагательного наклонения: это все равно как «если б Николай || знал, чем обернётся расстрел демонстрации 9 января 1905 года».
Но одно совершенно очевидно: чем дольше Путин будет сидеть «на троне», тем тяжелей для России будут последствия смены власти, тем кровавее может оказаться коллапс прогнившей «вертикали власти». Опять вспоминаем историю: уйди монарх с трона в 1905 году, мир бы знал другую историю… Исторические (революционные) события нельзя «подогнать под календарь» юбилеев и годовщин; они произойдут, когда для них полностью вызреют условия. Но готовиться к революции уже пора, чтобы она не застала нас врасплох, чтобы, фигурально говоря, не встретить ураган с проливным дождем и шквальным ветром в одной футболке и шлепанцах на босу ногу. Главная «заслуга» большевиков состояла именно в том, что они оказались организационно лучше других подготовлены к революции и сумели не только взять (подобрать) «лежащую на земле» власть, но и удержать её. Какую цену за это заплатили народы России — мы с вами уже знаем. Очень не хочется, чтобы трагическая история повторилась в России снова спустя 100 лет.