На днях глава государственной власти России в Чечне сделал заявление, которое вызвало бурное обсуждение в обществе. Он заявил, что чеченские правоохранители могут безнаказанно отстреливать своих коллег из других регионов, если те без разрешения будут проводить мероприятия на территории Чечни. Это заявление вызвало жуткий переполох среди либеральной общественности и СМИ, даже вечно аполитичное МВД РФ неожиданно отреагировало, отметив, что товарищ Кадыров перегнул палку.
Тем не менее, чеченское телевидение поспешило удалить со своего сайта спорный сюжет, а в некоторых подконтрольных СМИ появилась информация, что Р. Кадыров, мол, имел в виду лишь тех, кто «нарушает закон». Чуть позже, смущенный бурной реакцией, Кадыров заявил, что он — всего лишь «пехотинец» Путина и готов покинуть чеченскую «галеру» по первому свистку из Кремля.
Однако, слово не воробей… В Кремле привычно сделали вид, что ничего не произошло. Это тот редкий случай, когда сложно не согласиться с позицией Кремля. Собственно говоря, а что случилось, почему так возбудилась общественность?! После восхождения Р. Кадырова на престол, де-факто объявленного Кремлем чуть ли не наместником, Чечня стремительно превращалась в анклав, где перестало работать российское федеральное право. Напоминаю, что помимо Конституции РФ, существуют законы, четко прописывающие пределы полномочий губернаторов.
Практически все «силовики» назначаются и подчиняются только федеральному центру. Прокуроры, региональные МВД, ФСБ, СКР и другие действуют исключительно под руководством своего начальства и не подчиняются главе республики, за исключением зам. начальника ГУВД по общественной безопасности, кандидатура которого согласуется с главой субъекта Федерации. «Силовики», которые не понимают правил, могут быть уволены в один миг.
Но «избирательность» закона в системе вертикали власти творит чудеса, особенно в Чечне. Там фактически главнокомандующим силовиков является Р. Кадыров. Он создает батальоны, вооружает их как хочет, ставит перед командирами и бойцами оперативные задачи и демонстрирует 20-тысячные стадионы, заполненные его личной гвардией. Разве Кремль, ФСБ, МВД, Генпрокуратура не видят этого?! Видят и знают, но молчат, значит, одобряют.
Никому не секрет, что в Москве (и не только) на частных квартирах постоянно проживают несколько сотен чеченских «полицейских». Эти бойцы, увешанные оружием, охраняют авторитетных кавказцев, участвуют в бизнес-разборках и защите (отжатии) бизнеса. Бизнесмены часто оказываются в сложной ситуации, когда чеченские «полицейские» предлагают им сдаться в бизнес-конфликте, либо отправиться в Чечню с сомнительными шансами на возвращение.
Разве об этом не знают в МВД, ФСБ, ФСО? Всё известно, но все мирятся и терпят. Р. Кадыров за последние годы стал одним из самых влиятельных лидеров страны, которому позволено практически всё. Кремль уверен, что относительная стабильность на Кавказе держится именно на нем, и он сам это публично подтверждает.
Масштабный происламский митинг в Грозном — тому подтверждение. Свою силу Р. Кадыров чувствует и грамотно использует. Его репутация «великого и ужасного» приносит ему политические дивиденды и ставит выше российского закона, превращая Чечню в некий всероссийский кошмар. Чеченские кортежи на улицах Москвы и разборки между чеченскими «силовиками» — это стало нормой.
Лидер Чечни давно стал политическим ньюсмейкером всей России. Его батальоны участвуют в поддержании мира на Ближнем Востоке и даже угрожают США. Кадыров смело троллит Европейский Союз. Лозунг «Путин и Кадыров спасут Россию!» становится всё более актуальным из-за отсутствия других государственных мужей, готовых говорить то, что думают, и принимать самостоятельные решения.
Таким образом, цена «мира» на Кавказе для России — это фактическая полу-независимость Чечни, с которой мирится действующий режим, неспособный без Кадырова и его армии поддерживать «конституционный порядок». Цена подчеркивается тем, что бюджет Чечни, строительство резиденций и мечетей дотируются более чем на 80% гражданами страны. Кремлю не приходит в голову требовать выполнения правил в обмен на сохранение субсидий, ведь это может привести к новой кавказской войне.
Понимая свою «эксклюзивность», Р. Кадыров будет продолжать действовать без оглядки на Конституцию страны, опираясь на «понятия», заменяющие законы. Можно делать вид, что Чечня такая же часть России, как остальные регионы, но история показывает, что это не так. Повторение пройденного в данном контексте не исключено.
P.S. Моя статья целиком и полностью является моим оценочным суждением.