Евроизоляция вместо евроинтеграции

Российское общество вновь расколото на два лагеря: одни поддерживают Майдан, другие считают события в Киеве «рейдерским захватом» Украины со стороны Европейского Союза. Страсти кипят не только в Киеве, но и в Москве, Санкт-Петербурге, а также в сакральном Урюпинске. Множество граждан России, зомбированных отечественным телевидением и запуганных «оранжевой угрозой», плохо понимают, что на Майдане в какой-то степени решается и их собственная судьба. Выбор между прошлым и будущим делается сегодня не только народом Украины, но и российским народом.

Итак, что происходит в Киеве? Если говорить кратко, это финальная стадия процесса распада СССР, начавшаяся ещё в 1991 году. Чтобы лучше понять ситуацию, необходимо признать, что СССР «умер» не вследствие войны в Афганистане или обвала нефтяных цен: это были лишь катализаторы процесса. Основной причиной его гибели стало вырождение системы управления страной, деградация самой власти. СССР просто сгнил изнутри.

Общественно-политические процессы имеют большую инерцию, они могут длиться годами и даже десятилетиями. Украина прошла несколько стадий: полуотделение от России (отказ от СНГ), попытка создания новой системы власти («оранжевая революция») и, наконец, попытка евроинтеграции — построение современной республики на общеевропейских принципах. Желание Украины стать европейской страной не ново: этот путь быстро прошли десятки стран Восточной Европы и Прибалтики.

Для русского народа, жителей России, имеющих самые близкие исторические, культурные, экономические и даже родственные связи с Украиной, этот процесс воспринимается болезненно, чуть ли не как «предательство» Украиной всего того, что объединяло и продолжает объединять нас. Вот почему в России так эмоционально и по-разному воспринимается то, что происходит в «братской республике».

Существует ли другой вариант развития ситуации, кроме «развода» двух некогда русских государств? Многие граждане России ошибочно полагают, что украинцы действуют «назло» нам. На самом деле, в основе событий на Украине лежит стремление граждан жить «как все» в цивилизованной Европе, свободно перемещаясь по ней и становясь частью общеевропейской культуры.

Украинцы осознают, что не будут жить как немцы или французы завтра или послезавтра, но небогатые страны, такие как Чехия, Словакия и Польша, уже живут неплохо. Давайте посмотрим правде в глаза: можно сколько угодно ругать старушку-Европу, пугать «деревенских» обывателей засильем однополых браков и излишней толерантностью европейцев. Но историческая тенденция налицо: Европейский Союз расширяется, и ни одна страна, вошедшая в него за последние 20 лет, не вернулась обратно.

Если бы там было не все так сладко, почему дружественная нам Болгария или небогатая Литва не попросились обратно в союз с Россией? Почему Сербия, униженная отторжением Косово, не обратилась к нам, а предпочла мирный компромисс с Европой ради членства в ЕС?

Представим себе такой сценарий: небольшая, но гордая Черногория (Сербия) выходит из ЕС, вступает в Таможенный Союз, принимает наши законы и правила. Как бы «разошлась» наша пропаганда! Как бы засияли лица наших руководителей: «А мы их всё-таки „сделали“!». И здесь возникает вопрос: почему НИ ОДНА СТРАНА Варшавского Договора и большая часть бывших братских республик СССР не осталась в союзе с нами? У нас «для своих» и газ, и нефть дешевле, а кредиты вообще можно не отдавать — Россия простила долги Африке, списала $29 млрд. Кубе, простит и своим союзникам!

Значит, не в деньгах счастье? Может, стоит искать причину их «ветренности» в себе, в своем государственном устройстве? Почему наши соседи, имеющие с нами общую экономику, предпочитают нам Европу, НАТО и Брюссель? Украина — не исключение.

Для тех, кто невнимательно следил за событиями последних лет в «незалежной», напомню, что после «оранжевой» революции Украина чуть не стала ПАРЛАМЕНТСКОЙ республикой, как подавляющее большинство стран Европы. Она сократила полномочия президента, усилила роль парламента и судов, провела выборы, соответствующие европейским стандартам. Если бы не половинчатость и незавершенность «пост-оранжевых» реформ, не было бы сегодняшнего Майдана и угрозы гражданских столкновений; Украина мирно строила бы своё постсоветское общество на базе европейской интеграции и сохранения дружбы с Россией.

Украинцы не против России. Они против возврата в СССР, с его постоянными вождями и партиями, которые объявляются «умом, честью и совестью нации». Они против лагерного мышления, когда страну окружают злобные враги, а любая оппозиция власти объявляется «пятой колонной», находящейся на содержании у коварного Госдепа, стремящегося расчленить державу.

Они не хотят Министерства пропаганды вместо нормальных СМИ, жуликоватых «волшебников» чуровых вместо выборов. Украинцы просто хотят стать обычными европейцами, причем готовы терпеть лишения и преодолевать трудности, чтобы добиться этой цели. Вот почему они не хотят союза с нашим ГОСУДАРСТВОМ, с нашей властью, с нашим режимом. При этом большинство украинцев выступают за дружбу и сотрудничество с Россией и её народом; ведь у них и у нас множество общих родственников.

Если на Украине победит Майдан и страна пойдет по пути евроинтеграции — это станет стимулом для позитивных изменений и в России: власть будет вынуждена вести диалог с оппозицией и проводить политические реформы, чтобы не допустить своего «Майдана». Худой мир, как известно, лучше доброй ссоры.

Если произойдет обратное, российская власть получит карт-бланш на дальнейшее «закручивание гаек», и риск силового разрешения политических противоречий в России возрастет. Это произойдет «когда-нибудь потом», но произойдет обязательно. Одновременно начнется процесс «евроизоляции» России, что не сулит нам ничего хорошего: страна может превратиться в сырьевую провинцию Европы, с которой соседи будут общаться лишь из вежливости и не станут иметь общих дел и дружбы.

Нужна ли нам такая судьба, нужна ли нам такая Россия? Частично ответ на этот вопрос мы узнаем скоро. Это редкий случай в истории, когда выбор Украины может предопределить наш собственный российский выбор.

Геннадий Гудков, пророссийский политик.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы