Недавнее предложение отца Всеволода Чаплина ввести в России «церковную десятину» вызвало, скорее улыбки, чем обычный протест, который в последнее время сопутствует инициативам главного PR-менеджера РПЦ. Основной смысл комментариев по этому поводу сводился к незатейливой мысли о том, что «вот, наконец-то, мы и узнаем подлинное количество истинно верующих православных в стране».
Поулыбавшись вместе со всеми, я решил заглянуть в соседствующую с нами Европу, чтобы понять, как в просвещенном Европейском Союзе решается вопрос финансирования церквей, которых там не так уж и мало. Результатами моих изысканий я решил поделиться с нашей прогрессивной общественностью.
Оказалось, что наиболее распространенной моделью там является церковный налог. Однако в шести странах ЕС государство непосредственно финансирует церковь: Бельгия, Чехия, Греция, Люксембург и Словакия. За словосочетанием «церковный налог» скрываются две основные модели финансирования церкви с помощью налоговой системы.
Первый из них основан на введении обязательного подоходного налога для всех лиц, официально декларирующих своё членство в соответствующем религиозном сообществе. Наиболее известным примером такого рода является немецкая модель, которая ввела институт церковного налога Законом ФРГ 1949 года, основанного на законодательстве начала XIX века. В настоящее время ставка этого налога составляет 8% от полученного дохода для ландов с наибольшим количеством верующих (Бавария и Баден-Вюртемберг) и 9% для остальных ландов. Дополнительно в случае избыточного финансирования с согласия соответствующих церковных властей эта ставка может быть снижена до 2,75-3,5%.
В 2010 году, например, приходы Евангелической церкви за счет церковного налога составили 4,3 миллиарда евро, а Римско-Католической – 4,9 миллиарда евро. Из этих средств церкви обязаны финансировать не только свои расходы, но и осуществлять благотворительную деятельность.
Аналогичным образом финансируются церкви в немецкоязычных (Австрия, Швейцария) и скандинавских странах (Дания, Финляндия и Швеция). Дополнительно в Германии и Дании госбюджет финансирует преподавание религии в школах, содержание церковных учебных заведений и памятников старины, находящихся в собственности церквей (в Дании на эту цель приходится около 13% всех средств церкви).
В Испании, Голландии, Италии и с недавнего времени в Венгрии действует иная форма церковного налога, основанная на добровольных отчислениях части налога в пользу религиозных организаций.
Ставка церковного налога:
- Добровольные пожертвования части подоходного налога
- Отсутствие церковного налога – прямые госдотации
- Разделение имущества государства и церкви
Австрия (1,1%)
Дания (до 1,51%)
Испания (0,5239%)
Бельгия
Франция
Финляндия (1-2%)
Голландия (1-3%)
Чехия
Ирландия
Германия (8-9%)
Венгрия (1%)
Греция
Португалия
Швейцария (до 2,3%)
Италия (0,8%)
Люксембург
Швеция (до 2%)
Словакия
В принципе, любая из европейских форм финансирования церкви, не затрагивающая интересы всех налогоплательщиков, и позволяющая верующим добровольно финансировать религиозные организации в соответствии с их вероисповеданием, может быть использована и у нас. При этом важно не забыть два ключевых принципа:
- Такое финансирование должно быть абсолютно транспарентным, причем государство должно сохранить за собой право контроля за расходованием этих средств.
- Правом такого финансирования должны пользоваться все религиозные организации, существующие в нашей многоконфессиональной стране.