В законопроекте № 305828-6 «О Российской академии наук», представленном на обсуждение в Госдуме РФ, указано, что принятие данного Федерального закона приведет к возникновению дополнительных финансовых обязательств Российской Федерации в размере 514240 тыс. руб. Однако вопросы о финансовых обязательствах во втором чтении не обсуждались, что позволяет предположить, что дополнительные расходы бюджета связаны исключительно с увеличением академических стипендий членам Российской академии наук. Такой подход многократно занижает действительные издержки на проведение реформы, что требует более тщательной оценки.
Прежде всего, объединение двух других государственных академий с РАН потребует масштабного аудита академических учреждений. Это включает оценку как движимого, так и недвижимого имущества, активов и земли. По имеющимся оценкам, стоимость аудита одного научного института составляет 3-5 млн рублей. Таким образом, аудит 436 научных институтов РАН потребует минимум 1,5-2 млрд рублей. Россельхозакадемия включает 198 научных учреждений, в том числе 191 НИИ и 52 селекционных центра. Все 498 объектов науки подлежат аудиту, что также требует значительных затрат на кадастровую оценку.
Кроме того, структура Российской академии медицинских наук включает 10 научных центров и 22 НИИ, что увеличивает количество научных учреждений, подлежащих проверке, до 967. Соответственно, общие расходы на эти мероприятия могут достичь 5 млрд рублей.
Несмотря на то что положения о категоризации институтов были исключены из законопроекта, передача их другим органам федеральной исполнительной власти остается в силе. Любая реструктуризация институтов может привести к массовым увольнениям, что чревато нарушениями прав человека и значительными затратами на выплаты компенсаций. Лишение ученых РАН социальных льгот может также вызвать дополнительные бюджетные расходы.
Проект создания Федерального агентства по управлению имуществом Академии представляет собой расширение государственного контроля, который может привести не только к бюрократизации, но и к увеличению коррупции. Потери для государства от подобной деятельности «эффективных менеджеров» могут колебаться от сотен миллионов до десятков миллиардов рублей.
Реформа управления РАН и ограничение академических свобод подрывают эффективность управления, что схоже с реформой Национальной академии наук в Белоруссии. Это ведет к бюрократизации и коррупции, связанным с коммерческими интересами в отношении имущества Академии.
Создание нового федерального органа для управления имуществом РАН также вызывает вопросы о финансовых затратах. В 2004-2005 годах для управления наукой было создано Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука) с бюджетом более 5 млрд руб. Это агентство просуществовало до 2009 года, и его бюджет на пике развития достигал более 30 млрд руб. С учетом новых функций управления имуществом, бюджет нового учреждения вполне может превысить предыдущие расходы.
Установка правительства на создание научной инфраструктуры по американскому образцу потребует значительных вложений, чтобы хотя бы частично восполнить ущерб, нанесенный реформой РАН. Политические и финансовые потери могут свести на нет многие годы работы по подготовке кадров и омоложению исследовательских коллективов, что приведет к утечке умов за границу.
История свидетельствует о рисках утечки научных кадров: к середине 2000-х годов число ученых-исследователей сократилось в три раза, а ежегодно страну покидает до 15% выпускников вузов. Эксперты ООН подсчитывают, что отъезд высококвалифицированных специалистов наносит стране ущерб в размере от 300 тысяч до 800 тысяч долларов. Хотя в последние годы утечка мозгов сократилась, внутренний отток талантов продолжает представлять проблему.
Таким образом, текущая реформа РАН может не только потребовать огромных финансовых затрат, но и вызвать глубокие системные изменения, последствия которых будут чувствоваться долгое время. Суммарные затраты на реформу могут составить 50-60 млрд руб., равные годовому бюджету РАН, что является серьезным риском для научного сообщества страны.