Саша, поскольку мы знакомы уже около 25 лет, позволь мне обратиться к тебе на «ты». Год назад я писала, что порой мне хочется забыть русский язык и освободить место для чего-то более нужного. В ответ ты оскорбился и стал читать мне отповедь, вместо того чтобы задуматься над смыслом моих слов.
Почему человек, который глубже понимает русский язык, чем большинство его носителей, считает этот инструмент лишь тяжёлой ношей? Мы уехали, Саша, не потому что искали «лучшей жизни», а просто чтобы жить, а не бороться с ветряными мельницами. Ваше общество выдавило нас, каждого по-разному, но выдавило, а не раздавило. За это спасибо. Но те, кто остался и чувствует себя полураздавленными, завидуют и поносят нас.
Позволь забыть сказки о ностальгии. Она была лишь у тех, чьё детство было благословенным. Наше же детство прошло в эпоху тотального уничтожения семьи и уважения к другому человеку. Всё, что осталось в памяти – это страхи и унижения, похищения, унижающие учреждения и постоянное навязывание ничтожности. Это не то, о чём стоит ностальгировать.
Советский Союз или Россия – среда, в которой мы выжили не благодаря ей, а вопреки. Долгое время мы адаптировались и жили чужой жизнью. Уехав, мы приобрели нечто большее. Мы забыли страшные сны и не хотим возвращаться обратно. Мы благодарны тем странам, которые дали возможность жить своей единственной жизнью. У нас уже есть новые человеческие отношения и чувство ответственности перед обществом, которое нас приняло.
Бизнес – это не только деньги, но и люди, взаимная ответственность, которую ты, возможно, не понимаешь. Мы не оставим нашу новую родину и сообщество, потому что бывшие соотечественники вдруг осознали, что нас больше нет. Это уже ваши проблемы.
Кроме того, ты знаешь, что закон о безусловном возвращении российского гражданства тем, кто родился в России, давно отменён? Следовательно, те из нас, кто утратил гражданство, вряд ли приедут даже временно, потому что не хотят заморачиваться с получением визы в страну своей молодости. Мы уже не вернёмся, Саша. У каждого из нас одна жизнь, и нет времени на бессмысленные переезды.
Единственное, что вы можете сделать – это уважать нас, прислушиваться и стараться понять, что нужно изменить в себе, чтобы те, кто родился на нашем месте, не уехали вслед за нами. А они уезжают и уезжают.
Вашему обществу следует понять, что права человека – это не только мои права, а права другого. Свобода слова – это также свобода другого. Научиться взаимной вежливости. Может быть, тогда русский язык постепенно обретёт функцию общения. Пока же вы продолжаете делиться на своих и чужих, игнорируя уважение к образованию, старости и просто к другому человек.
По-прежнему не работает простая причинно-следственная связь: чем больше работаешь, тем больше получаешь общественного уважения и благ. Большинство предпочитает стоять в пробках и критиковать, вместо того чтобы делать.
Впрочем, как хотите, не смею настаивать на своём взгляде иноземца.