Автор: Федор Новиков, преподаватель Высшей Школы Урбанистики (ВШУ).
Городская администрация не знает город. Винить её за это сложно, ведь осознать все возможные данные и взаимосвязи города – задача, физически непосильная для человеческого мозга. Вера в то, что администрация владеет всей необходимой информацией, была одним из главных заблуждений урбанистики прошлого века и, к сожалению, до сих пор сохраняется в некоторых кругах.
Интернет и мобильные технологии способны радикально изменить систему городского управления. Чем больше развиты коммуникации между горожанами, тем меньше мы будем нуждаться в городской администрации в её нынешнем виде. Чтобы лучше понять происходящее, стоит взглянуть на историю коммуникаций в городе:
1) Потеря прямых коммуникаций между жителями
До индустриализации население большинства европейских городов редко превышало 30 тысяч человек, а их территория ограничивалась 30-минутной доступностью. Даже на автобусных экскурсиях успевали обойти несколько замков за день, что говорит о том, что размер таких городов был интуитивно понятен, и можно было знать каждый закоулок и почти каждого второго жителя. Индустриализация привела к взрывному росту населения и размеров городов. Например, население Манчестера с 1801 по 1841 год увеличилось с 35 тысяч до 350 тысяч человек. Этот рост изменил культуру городов от сообщества соседей к скоплению незнакомцев. В отсутствие средств коммуникаций, позволяющих общаться такому количеству жителей, самоуправление уступило место авторитарной администрации, что в итоге привело к непропорциональному росту её власти.
2) Городская администрация как посредник
В дореволюционной литературе российские городские инженеры поднимали вопросы коммуникаций. Иван Христофорович Озеров в своей книге «Большiе города, ихъ задачи и средства управленiя» отмечает, что рост городов создает конфликты между индивидуальными и общественными интересами. Чем меньше инструментов коммуникации у горожан, тем больше возможностей для администрации эксплуатировать эту асимметрию информации, вводя жителей в заблуждение о том, что она знает, что происходит в городе. Это стало основой устаревшей системы городского управления и рынка урбанистического образования.
3) Глупые «умные города»
Если разделить городские проблемы на инфраструктурные и коммуникационные, то роль городской администрации сводится к решению первых. Технологический прогресс и концепция «умных городов» обещают более эффективное управление с использованием данных. Однако, несмотря на наличие технологий, вопрос коммуникаций и самоуправления остаётся нерешённым. Примером может служить Лондон с его 2 миллионами камер наблюдения. Полезно? Да, но где же новое качество самонастройки городского сообщества? Концепция «умных городов» часто лишь увеличивает власть администрации, не улучшая коммуникацию между жителями.
4) Вперед в прошлое: интернет, мобильные технологии и самоуправление
Интернет и мобильные технологии предоставляют возможность восстановления прямой связи между жителями, что не зависело от размера города. Эффективность ТСЖ во многом зависит от наличия онлайн-форумов. Например, в случае с платными парковками, мобильные технологии могут вытеснить администрацию как единственный центр власти. Системы онлайн-торгов за парковочные места создаются не городской администрацией, а некоммерческими компаниями.
5) Кто на самом деле знает город?
Когда мы слышим городской статистический отчёт, возникает иллюзия, что где-то есть большой пункт управления, который знает всё о городе. Однако на самом деле городская администрация может собрать лишь ограниченные данные. Частные компании, такие как IT и сотовые операторы, обладают более точной информацией о реальных перемещениях горожан.
P.S. Город без мэра
В ближайшие годы развитие городов будет определяться двумя противоположными движениями. Администрация продолжит собирать данные, укрепляя свою роль посредника, а городское сообщество сделает акцент на независимых проектах создания среды прямых коммуникаций. Успех последних во многом определит комфорт городской среды. Эпоха сильного мэра-хозяйственника ушла в прошлое, и создание местного самоуправления стало неотъемлемой частью технологии городского управления. Интересно, каким будет город, где коммуникационная среда между жителями станет сильнее городской администрации.
Федор Новиков, урбанист