Михаил Горбачев: Безопасность дорожного движения в Берлине

В своем блоге я, Михаил Горбачев, взял интервью у г-на Андреаса Тчиш, начальника отдела безопасности дорожного движения Берлина.

Корр: У вас в Берлине мало пробок. Мне так показалось.

Отв: Да нет, пробок хватает. Это по сравнению с Москвой у вас создалось такое впечатление.

Корр: При переезде из западной в восточную часть Берлина есть пробки, а в западной части ситуация неплохая. Я обычно езжу там и удивляюсь, сколько дел удаётся провернуть за один день.

Отв: Да, там движение действительно «текущее». Но с 16 часов на Бисмаркштрассе в западной части Берлина наблюдается большая пробка каждый день.

Корр: Хороший термин, «текущее». В Москве, как правило, «слаботекущее» или «стоячее». Но тема нашего интервью — безопасность движения, и в частности, число погибших на дорогах. Как удаётся постоянно снижать его в Германии, какими методами? В 70-х годах число смертей в ДТП у вас доходило до 22 тыс. человек. Потом началось стабильное снижение, и следующий всплеск был в 1991 году — 13 700. Какие меры, проводимые полицией, помогают снижать число смертей на дорогах?

Отв: Безопасность на дорогах зависит от нескольких факторов: 1) водитель; 2) автомобиль; 3) дорога; 4) регулирование движения. Снижение смертельных ДТП началось с введения шлемов для мотоциклистов, ремней безопасности и ограничения скорости на шоссе, а также ограничения алкоголя в крови. Именно там гибнет больше всего участников движения, а не на скоростных автобанах и в городах! Скоростной автобан — самое безопасное место для водителей в Германии, если сравнивать.

Программа снижения смертей в ДТП в Европейском Сообществе на 50% не удалась, но снижение на 35% — тоже неплохой результат. Не стоит забывать, что в ЕС вступило много стран с очень высокими показателями смертности в ДТП. В Германии высокие стандарты безопасности на дорогах и серьезное обучение водителей в автошколах. Также современные автомобили становятся всё безопасней, как в плане активной, так и пассивной безопасности.

Корр: Вы упомянули автошколы. Как полиция контролирует их деятельность и уровень требовательности?

Отв: Никак! Полиция этим не занимается. Наша задача — осуществлять надзор за движением и проводить тщательный анализ ДТП. Например, на Эрнст Ройтер Платц происходит много ДТП, но это мелкие аварии. На загородных шоссе, напротив, много смертей. Мы разбираемся, почему так происходит. Мы также ведём профилактическую работу с населением по безопасности движения. Прием экзаменов выпускниками автошколы — это не задача полиции. Этим занимается государственная структура по безопасности движения, которая составляет программу обучения с обязательными учебными поездками по загородным шоссе, по автобану и по городу, включая ночное время. Водители-новички редко попадают в аварии.

Для борьбы с регулярными нарушителями у нас работает система начисления штрафных баллов, которая регистрируется во Фленсбурге. Набрав предельное количество, водитель лишается прав.

Корр: Да, но профилактическая работа — это трудная задача!

Отв: Верно! Полицейский может и должен не спеша объяснить водителю опасные последствия его нарушения, вручить брошюру по безопасности. Водитель, оплатив штраф, может задуматься над тем, что нарушение ведёт не только к штрафу, но и к более серьезным последствиям. Это наглядная агитация в торговых центрах, где мы устанавливаем стенды и общаемся с посетителями, разъясняя важность соблюдения правил.

В школах также проводятся занятия по безопасности движения и обучению безопасной езде на велосипедах, состоящие из теории, практики и экзамена. В целом, проблемами и практической работой по безопасности движения занимаются около 20 организаций.

Корр: Что-что? Я не ослышался, около 20-ти?

Отв: Да, вероятно даже больше. Это автомобильные клубы, советы по безопасности движения, экспертные организации, союз страховщиков, организации, исследующие аварии, и другие. Немецкая служба по безопасности движения. Все эти организации — неправительственные и частные, которые разделяют бремя работы по безопасности движения в Германии.

Корр: Сколько в Берлине камер-регистраторов нарушений?

Отв: 21 мобильный радар с камерой установлен на «радарвагенах». Лазерные радары на штативах, не делающие фотографий, представлены в количестве 61 штуки. Это очень точные приборы. Несколько полицейских обслуживают такую перемещающуюся точку контроля скорости, они останавливают нарушителей и составляют протокол. Оплата происходит позже «безналом», и оспорить такой протокол в суде практически невозможно. Также есть 22 автомобиля с видеофиксацией для автобанов, а стационарные видеофиксаторы с красной вспышкой фиксируют нарушения скорости и проезда на красный свет — их 17 штук.

Корр: Сколько стоит один прибор видеофиксации?

Отв: Раньше были примитивные приборы стоимостью 15 тыс. евро. Современные лазерные системы могут стоить уже 120 тыс. евро за штуку. Важно, что на видеофиксации обязательны не только номерные знаки, но и лицо водителя. Ответственность за нарушение несёт не владелец, а водитель, совершивший нарушение. Если на фото не видно, кто именно управлял автомобилем, могут возникнуть сложности.

Корр: Неужели, это так?

Отв: Да, это так. Суд не докажет, что за рулем был владелец, если на фото это не видно. Однако можно найти управу на нарушителей. Например, «блицем» было зафиксировано фото автомобиля «Феррари», на котором видно лицо водителя, мчавшегося по центру города со скоростью 140 км/ч. Владелец утверждает, что за рулём был не он, и не знает, кто именно. Суд может решить, чтобы такой владелец вёл журнал поездок, где будет указан, кто управлял машиной — это может быть неудобно.

Корр: Вернёмся к вопросу обучения, вернее совершенствования водительского мастерства. Как Вы считаете, Центры контраварийной подготовки помогают снижать число смертей на дорогах?

Отв: Безусловно, да. Мы рекомендуем нашим сотрудникам обязательно проходить подготовку в таких центрах. Анализ показывает, что такое обучение реально снижает число аварий. Главное — регулярно освежать навыки. Для полицейских, работающих на автобанах, есть специальные курсы скоростной подготовки, проводимые нашими профессиональными инструкторами.

Корр: Значит, там фактически учат основам спортивного вождения?

Отв: Совершенно верно! Но в Берлине, если полицейский преследует преступника и тот уходит в отрыв, он обязан прекратить преследование, так как такие гонки могут быть опасны для окружающих.

Корр: А обязан ли полицейский оказывать первую помощь пострадавшим в ДТП до прибытия скорой помощи?

Отв: Обязательно, и все полицейские ежегодно проходят специальное обучение. Кстати, скорая помощь в Германии входит в состав пожарных команд.

Корр: А сколько в Берлине правительственных машин с синими мигалками?

Отв: 2800 штук. В полиции Берлина столько служебных автомобилей с синими мигалками.

Корр: Нет, вы меня не поняли. Я имею в виду правительственные машины чиновников.

Отв: Понятно. Ни одной. Право на синюю мигалку имеет только полиция, таможня, служба спасения и пожарные, а также государственная служба охраны. Канцлер, сенатор и бургомистр Берлина ездят в служебных машинах, сопровождаемых охранной машиной с синей мигалкой на крыше. Я знаю, что в Москве слишком много машин используют привилегию ездить с синей мигалкой — это большая проблема.

Корр: Ясно. А какие привилегии имеют сами полицейские в Германии?

Отв: Никаких.

Корр: А статус госслужащего? Невозможность увольнения по сокращению штата и лучшие условия по кредитам в банках? Из-за этого нет смысла брать взятки!

Отв: Да, полицейские имеют такой статус. Некоторые банки предлагают госслужащим хорошие условия. Если госслужащий забывает выплачивать по кредиту, банк автоматически снимает нужную сумму из зарплаты. Плюс бесплатное обмундирование и гарантированная работа — это и есть гарантии, которые делают взятки ненужными.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы