Некоторое время назад я написал в блоге письмо Анатолию Борисовичу Чубайсу по поводу его высказывания о том, что экономическая модернизация в России может начаться и успешно проходить без политической модернизации. Сегодня Анатолий Борисович ответил на своей странице в Интернете. Я посчитал интересным разместить этот ответ в блоге, чтобы расширить аудиторию и справедливо представить его позицию.
Сначала прочитайте письмо, а затем я добавлю несколько комментариев.
Итак, несколько комментариев.
- Я отзываюсь о работе Анатолия Борисовича как о важной (без всякой иронии) и в этом смысле я нано-толерантен.
- К голосу Анатолия Борисовича как ПОЛИТИКА, а не главы «Роснано», прислушиваются многие в России. Именно поэтому я остро отреагировал на его политическое заявление, считая его единомышленником.
- Мне кажется ошибочным мнение Анатолия Борисовича о том, что только наличие массированного «среднего класса» позволяет перейти к демократии. Напомню, что за «благополучные» 2000-2007 годы, согласно исследованиям, российский средний класс не вырос. Одна из причин этого — отсутствие адекватной политической системы, позволяющей политически активным слоям выходить на поверхность, как это происходило в условиях слабой демократизации в конце 80-х – начале 90-х годов. Благодаря именно «оттепели» и «перестройке» мы получили таких неординарных политиков и специалистов как Гайдар, Чубайс и многие другие.
- Хочу напомнить, что Егор Гайдар в своих последних заявлениях достаточно определенно высказался по этому поводу. Он заявил, что «беспрецедентное ускорение темпов экономического роста в мире на протяжении последних двухсот лет сопровождалось разделением власти и собственности. Получилось так, что у власти оказались связаны руки — и после этого экономический рост пошел в десятки раз более высокими темпами, чем те, что были характерны для предшествующих нескольких тысячелетий. В этом смысле тенденция к объединению власти и собственности крайне опасна для стратегических перспектив российского развития». Неужели этот процесс разделения не требует серьезных, мягко говоря, политических изменений?
Еще одна цитата Егора: «Способен ли режим измениться? Если бы цена на нефть была 145 долларов за баррель, как в июле прошлого года, я бы сказал, что не способен. А когда Резервного фонда хватает максимум на полтора года при нынешнем развитии событий — кому охота, чтобы его повесили, как последнего афганского лидера коммунистического режима? Или кому охота бежать за границу, чтобы потом его обязательно выдали еще?»