Уважаемый Анатолий Борисович!
Несколько лет назад Вы не просто дали интервью некоему Проханову, но и возили его показывать вводимую в действие Бурейскую ГЭС, что напоминало поддержку единомышленника в деле спасения России. Тогда мне пришлось написать Вам открытое письмо с просьбой остановиться на минуту, чтобы подумать — стоило ли Вам, человеку демократических убеждений, протягивать руку такому «писателю» и «журналисту»? Конечно, я не ожидал ответа, но, уважая Вас, хотел обратить внимание на этот досадный случай как единомышленник единомышленника (надеюсь, я не ошибаюсь в этом утверждении).
С тех пор прошло немало времени. Проханов остался Прохановым. Надеюсь, у Вас больше нет желания давать ему интервью в качестве главы Роснано. Однако написать еще одно открытое письмо меня вынудило Ваше недавнее интервью Би-би-си. Вы сказали много любопытного, но меня сильно расстроил участок о том, что экономическую модернизацию в нашей стране можно проводить и без политической модернизации. Да, затем Вы перечисляете многочисленные изъяны нашей политической жизни, вплоть до «басманного правосудия». Но это ничуть не отменяет Вашего предыдущего утверждения.
Если бы такую идею высказал всё тот же Проханов или какой-нибудь околокремлевский политтехнолог, меня это не задело бы. Казенных «государственников», «охранителей», а теперь и «консерваторов» нынешняя российская политическая система печет как пирожки. Вот только демократов эта система, усилиями официальной пропаганды, пытается сделать посмешищем или пугалом для детей, а также ветеранов войн, превращая их в невидимок.
Вы можете сказать, что сначала надо разобраться с экономикой, принять множество назревших решений, а потом, лет через …дцать заняться политикой. Но давайте вспомним недавние, докризисные годы нефтегазового изобилия. Почему эти действительно назревшие решения не принимались? Более того, те хозяйственные институты, созданные при Вашем непосредственном участии в 90-е годы, резко ухудшили своё качество. Речь идет о сверхмонополизации экономики (какой уж тут рынок, по большому счету?), о сращивании бизнеса с госаппаратом, и о нарастающем технологическом отставании (Вам, как главе тогдашнего РАО ЕЭС, это должно быть понятно), и о полном зажиме малого бизнеса, без процветания которого невозможно поддерживать рыночную экономику.
Извините, что напоминаю Вам эти прописные истины. Но сейчас как раз тот момент, когда стоит задуматься о фундаментальных вещах, от которых зависит судьба России. Можно вырабатывать проекты нужных решений по экономическим вопросам, но, попадая в определенные кабинеты, они жестко фильтруются и искажаются, приводя к обратному эффекту. Последний пример: судьба закона «О торговле», разработанного профессиональными экспертами, но на выходе из Правительства претерпевшего метаморфозу, которая вызвала протест среди уважаемых мной экономистов.
Результат этого обращения — нулевой. Таким образом, один из фундаментальных вопросов сегодняшнего дня — система управления нашей страной, которая допускает принятие в третьем чтении закона о повышении транспортного налога, а затем его «убийство» теми, кто его инициировал. И Вы искренне считаете, что такая система управления сможет провести экономическую модернизацию?
Возможно, Вы считаете, что экономическая модернизация может ограничиться лишь закупкой современного оборудования за деньги Роснано и других госкорпораций? Сталин делал именно так. Но при этом у него были десятки миллионов крепостных, а также лагерная пыль и элитные шарашки. Современная экономика, соответствующая стандартам «семерки» и Организации экономического сотрудничества и развития, требует минимального набора институтов: от свободы предпринимательства до конкурентной политической системы и независимых СМИ. Без этой «смазки» нам не достичь макроэкономических параметров развитых стран.
Еще раз извините, что напоминаю Вам об этой истине. Завершить это письмо хочу словами Вашего друга и уважаемого мною Егора Гайдара, который в одном из своих недавних интервью на вопрос о начале российской модернизации ответил: «Освободите телевидение». Полностью согласен с данным утверждением.
С неизменным уважением,
Евгений Гонтмахер