Из-за того что отечественное информационное пространство заполнено новостями о Украине, внимание политической элиты России, которая представляет собой узкий круг лиц, принимающих важные решения, ускользает от множества других точек, способных создать проблемы для страны в ближайшие годы. Одним из таких соседей и союзников по Евразийскому Союзу является Казахстан.
Что же может произойти в отношениях России с этой страной? Искренне надеюсь, что на повестку дня не встанут вопросы о пересмотре границ или отправке «вежливых людей» в сопредельные степные просторы, напоминающие северный Крым. Однако ситуация гораздо более сложная и, как представляется, вскоре может стать весьма напряженной.
Недавно президент Казахстана Нурсултан Назарбаев огласил программу, условно названную «100 шагов». Герман Греф, ознакомившись с ней, отметил, что был в шоке. Почему? Давайте разберемся, сопоставив некоторые из предложений казахских коллег с тем, что происходит у нас в соответствующих сферах.
1. Суд. В Казахстане планируется расширение сферы применения суда присяжных, а также законодательное определение категорий уголовных дел, для которых суд присяжных станет обязательным. У нас же наблюдается обратная тенденция. Казахстан намерен создать Международный совет при Верховном суде для внедрения лучших международных стандартов с участием зарубежных судей и юристов. У нас о подобном только мечтают.
2. Правоохранительная функция. Казахстан планирует создать «местную полицейскую службу», подотчетную местным органам и сообществу, для охраны общественного порядка и борьбы с мелкими правонарушениями. В это же время у нас наблюдается централизация, оставляющая множество вопросов открытыми. Казахстан запускает интернет-портал «Карта уголовных правонарушений», который будет отслеживать преступления в стране. У нас же статистика по многим элементам остается закрытой. Более того, Казахстан собирается модернизировать пенитенциарную инфраструктуру с привлечением частного сектора, в то время как у нас все по-прежнему напоминает времена «старого доброго» ГУЛАГа.
3. Экономика. Казахстан нацелен на привлечение не менее десяти транснациональных компаний в перерабатывающий сектор и создание экспортных товаров. У нас же самоизоляция от мировой экономики и испорченный инвестиционный климат. В Казахской модели создаются совместные предприятия с международными стратегическими партнерами, в то время как наше государство продолжает усиливать свои позиции в экономике.
Кроме того, Казахстан представляет благоприятный миграционный режим для привлечения высококвалифицированных специалистов, в то время как у нас наблюдается массовый отъезд иностранных специалистов и утечка «мозгов». Казахстан делает ставку на создание туристических кластеров, тогда как у нас… без комментариев.
4. Авиационный транспорт. Деятельность Комитета гражданской авиации Казахстана будет следовать моделям Британского государственного агентства гражданской авиации. У нас же… без комментариев.
5. Финансы. Казахстан создает международный финансовый центр Астана на базе инфраструктуры ASTANA EXPO 2017, который будет функционировать на принципах английского права. У нас, к сожалению, без комментариев.
6. Образование. Казахстан намерен перейти на английский язык обучения в старших классах и вузах. У нас же депутаты предлагают лишь введение обязательной сдачи иностранного языка в ЕГЭ, что ставит под угрозу сохранение национальных традиций.
7. Государственное управление. Казахстан планирует переход к управлению по результатам и сокращение числа государственных программ, в то время как в России продолжается ручное управление и отсутствие реального плана развития.
На уровне сельских округов Казахстана внедряется самостоятельный бюджет местного самоуправления, в то время как в России наблюдается удушение местного самоуправления через его огосударствление.
Для реализации этой масштабной программы Казахстан создает Национальную комиссию по модернизации, в которую войдут как казахские, так и зарубежные эксперты. Члены комиссии будут следить за эффективностью реализации ключевых инициатив. Важно отметить, что при ней будет сформирован международный консультативный совет, который обеспечит независимый мониторинг результатов реформ.
После рассмотрения данных предложений возникает вопрос: куда интегрируется Казахстан? В Евразийский союз, где Россия играет по совсем другим правилам, или в более широкое общеевропейское пространство, от которого мы продолжаем отказываться? Учитывая настойчивость Назарбаева, можно с уверенностью предположить ответ.
В связи с этим возник новый вопрос к России: не станет ли новый интеграционный проект на постсоветском пространстве, старт которому был дан, мертворожденным? Возможно, стоит смирить имперскую гордыню и последовать примеру нашего скромного евразийского соседа, чтобы открыть возможности для успешного будущего.