Медиа — тренды и события
Свобода слова: ограниченно
В международном рейтинге свободы слова, составляемом «Репортерами без границ», Россия заняла 148-е место из 180. Ограничения, которым государство подвергало медиа в уходящем году, усугубят эту ситуацию. В мае президент Путин утвердил «Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017—2030 гг.», которая регулирует деятельность не только лицензированных СМИ, но и всех сетевых сервисов, схожих с ними. Летом были приняты поправки в закон о государственной охране, ограничивающие доступ журналистов к информации об имуществе госчиновников и их близких. В течение года Роскомнадзор блокировал мессенджеры, отказавшиеся раскрывать данные своих пользователей, а также сайты медиа, признанных экстремистскими, включая «Спутника и погрома» и «Открытую Россию». С 1 ноября вступил в силу закон о запрете анонимайзеров, ограничивающий доступ к ресурсам, заблокированным на территории России. В ноябре президент утвердил изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вводящий статус «иностранного агента» для СМИ и допускающий быструю блокировку сайтов «нежелательных» организаций. В декабре Министерство юстиции назвал СМИ, выполняющие функции иностранного агента: «Голос Америки», «Радио Свобода», телеканал «Настоящее время» и ряд других. Предстоят новые ограничения, так как Госдума предлагает распространить статус иностранного агента на аккаунты иностранных медиа в социальных сетях и на сами соцсети. Минкомсвязь требует предоставить Роскомнадзору доступ к персональным данным родственников владельцев СМИ, которые могут оказаться иностранцами.
Пропаганда и контрпропаганда
Шум вокруг российской пропаганды и вмешательства русских хакеров в американские выборы, признанного президентом Трампом, вызвал ответные меры. Поисковик Google заявил о выявлении в интернете политизированной рекламы, размещенной подозрительными пользователями YouTube и Gmail в интересах пророссийской пропаганды, — к этому процессу подключилась и компания Microsoft. В начале ноября Минюст США потребовал от телеканала RT регистрации в качестве иностранного агента. В это же время новостной портал ФАН, связанный с бизнесменом Евгением Пригожиным, объявил, что Google закрыл доступ к ресурсам агентства, однако вскоре он был восстановлен. Позже Google заявил о намерении ранжировать в поисковой выдаче пропагандистские новости, в первую очередь от российских сайтов RT и Sputnik. В ответ Госдума приняла решение запретить американским журналистам доступ в свои здания. Конец года ознаменовался блокировкой инстаграм-аккаунта Рамзана Кадырова — Фейсбук объяснил это санкциями, введенными против него в США.
Борьба с фейком
Тема фейковых новостей, ранее интересовавшая лишь профессионалов медиа, в этом году обсуждалась крайне широко — во многом благодаря президенту Трампу, обвинившему в производстве фейковых новостей почти все ведущие медиа Америки и Фейсбук. Битва с фейком достигла нового уровня. Основатель Википедии Джимми Уэйлс запустил портал Wikitribune, который производит достоверные новости и проверяет на достоверность чужие. Поисковик Google с весны ввел функцию фактчекинга и начал помечать достоверные новости. Социальная сеть Фейсбук теперь маркирует сомнительные источники специальным значком, а пользователям, желающим перейти по ссылке на такой источник, предлагает проверенные варианты. К тому же, была запущена образовательная платформа, обучающая создателей и читателей медиа правильно оценивать информацию. Браузер Mozilla этой зимой объявил о гранте в размере $40 000 на разработку проекта по борьбе с фейк-новостями.
Новые владельцы и новые главреды
В этом году медиахолдинг РБК перешел от Михаила Прохорова к Григорию Березкину, что привело к смене команды. РБК-ТВ возглавил Игорь Полетаев с НТВ, вскоре появились слухи об изменении информационной политики. Портал «Сноб» был продан гендиректору Марине Геворкян, она пообещала развивать его как независимое медиа. Главным редактором «Сноба» стал тележурналист Станислав Кучер. Александр Мамут, который с начала года владеет холдингом Rambler&Co, стал менее активным в медиа и запустил несколько стартапов, среди которых новостной телеграм-канал Mash и агентство нативной рекламы «Изюм», но в столь изменчивой области, как медиастартапы, успех непостоянен. Медиахолдинг Look at Media объединился с Creative Media и теперь сотрудничает с таблоидом Spletnik.ru, который возглавила ведущая «Дождя» Татьяна Арно — в будущем году ему предстоит перезапуск. Новым главредом «Ведомостей» после ухода Татьяны Лысовой стал Илья Булавинов, что вызвало опасения у журналистов издания. Кинокритик Антон Долин возглавил журнал «Искусство кино», литературный критик Константин Мильчин — портал «Горький». В этом году сменились даже главреды-старожилы: на место Николая Зятькова в «Аргументах и фактах» пришел Игорь Черняк из «Российской газеты», а редактором «Новой» после Дмитрия Муратова стал гендиректор Сергей Кожеуров.
Бумага
Закрытие бумажных изданий давно не удивляет. Год начался с известия о закрытии ИД «Коммерсантъ» двух знаменитых журналов — «Деньги» и «Власть». В последующие месяцы прекратили существование: журнал «Компания», бумажная версия газеты The Moscow Times, она была возрождена в прошлом году новой командой, бумажная версия еженедельника The New Times и глянцевый Woman’s Health. В России этот процесс ускоряется по сравнению с другими странами, где традиции печатной прессы и глубокие связи с читателем сохраняются.