Молодой правитель Северной Кореи Ким Чен Ын в эти декабрьские дни неожиданно проявил скромность. Вопреки многим прогнозам он не провозгласил своим днем рождения, приходящимся на 8 января, великий государственный праздник. Это стало ясно после изучения официальных календарей КНДР на 2013 год, которые были добыты службами в Сеуле. В предстоящие двенадцать месяцев на Севере появился только один новый официальный праздник – День Корейского детского союза, местной пионерской организации. Тщательное изучение календарей показывает, что главные торжества в стране по-прежнему будут проводиться в честь дней рождения деда Ким Чен Ына, основателя КНДР Ким Ир Сена, и его отца Ким Чен Ира, скончавшегося в прошлом году. Эти праздники известны как «День Солнца» и «День Сияющей звезды».
Эксперты предполагают, что скромность нового правителя обусловлена его молодостью – значительным недостатком в Северной Корее, где сталинистская версия коммунизма сосуществует с конфуцианскими идеалами почитания старших. Они требуют от наследника соблюдать особые правила поведения в первые три года после кончины отца. Следовательно, с торжествами по случаю дня рождения нового правителя придется подождать. Однако у 29-летнего Ким Чен Ына есть все основания считать уходящий год удачным.
Внезапная смерть отца в декабре застала его врасплох – процесс передачи властных полномочий был не завершен. Перед миром предстал молодой человек с избыточным весом, окруженный зловещими старцами в маршальских мундирах и тусклых костюмах партийных боссов. В апреле, на 100-летие со дня рождения своего деда, Ким Чен Ын претерпел унижение, пригласив иностранных журналистов на запуск ракеты со спутником, который развалился через несколько минут после старта.
Тем не менее, после этого молодому вождю стало везти. В декабре новая ракета благополучно взлетела, ступени упали в заранее объявленных районах, а спутник, хоть и не передает сигналов и не контролируется с Земли, стал символом успеха. Нищая КНДР гордо вошла в элитный клуб стран, способных отправлять аппараты в околоземное пространство, и унизила Южную Корею, которая не может успешно запустить собственную ракету со спутником, созданную с помощью российского центра им. Хруничева. Это напоминает успех СССР, который первым прорвался в космос, шокировав Штаты.
После запуска спутника США, Южная Корея и Япония потребовали ввести новые санкции против КНДР, однако все попытки провалились – на защиту Пхеньяна встал его союзник, Китай. Это стало еще одной победой молодого вождя, доказавшего, что может игнорировать «проклятых империалистов». Внутри страны Ким Чен Ын поставил на место влиятельных военных, отправив в отставку и, возможно, ликвидировав почти всесильного начальника Генштаба. В ноябре были сняты еще четверо высокопоставленных представителей вооруженных сил, близких к покойному отцу. Проведены чистки в спецслужбах, а военные и чекисты оказались под более жестким контролем партии. Существуют данные о том, что они потеряли часть свободы в экономических операциях за границей.
Зато гражданское правительство, на которое стремится опираться Ким Чен Ын, укрепилось. Успешный запуск спутника стал символом власти нового вождя, демонстрируя, что он уже за первый год правления достиг того, чего не смогли добиться его отец и дед. Возможно, в ближайшее время будет проведено новое ядерное испытание, объявив при этом о создании урановой боеголовки для баллистической ракеты.
Для этого расходуются гигантские средства: в Сеуле считают, что на ракетно-ядерные программы Пхеньян потратил до 3,2 млрд долларов, что достаточно для закупки продовольствия для всего населения на три года. Однако с продовольствием по-прежнему туго, хоть и немного лучше, чем в 90-х, когда от массового голода погибло 10% населения. Спутник и ядерная бомба, по логике Пхеньяна, являются обязательными условиями для начала ограниченных реформ в практически парализованной экономике.
Ким Чен Ын готовит реформы очень осторожно, опасаясь провала и дестабилизации системы. По данным перебежчиков, небольшие перемены уже осуществляются в пробном режиме. На северо-востоке страны в некоторых населенных пунктах официально разрешен мелкий частный бизнес с условием выплаты государству 30% доходов. Это касается грузовых и пассажирских перевозок, экспортом морепродуктов в Китай. Также обсуждаются реформы в сельском хозяйстве, где у колхозников зачастую отбирают практически всю продукцию. Речь идет о том, чтобы фактически разрешить в деревне семейные хозяйства, которые бы 70% выращенного отдавали государству, а с остальным могли распоряжаться как пожелают.
Несмотря на попытки экспериментов, успеха они не принесли – крестьянам выплачивали деньги за положенные 30%, но на них было нечего купить. По данным перебежчиков, подобные реформы приводили к голодным смертям даже на плодородном юго-западе КНДР. Некоторые эксперты в Сеуле уверены, что укрепление режима личной власти позволит Ким Чен Ыну приступить к более масштабным экономическим преобразованиям в 2013 году. Однако колебания по этому поводу сохраняются, так как есть опасения появления в стране прослойки крепких собственников, способных стать самостоятельной политической силой.
В целом, с реформами ситуация остается туманной, и Пхеньян пока предпочитает заниматься другими начинаниями. На днях была учреждена Международная премия имени Ким Чен Ира, представляющая собой диплом, золотую медаль на цепи, а также памятный кубок. Присуждать эту награду будет комитет, который заседать будет в Индии. Первого лауреата премии имени Ким Чен Ира объявят 16 февраля, ко дню рождения отца нынешнего вождя – в «День Сияющей звезды». Интересно, кто же станет этим человеком?
