Китайская модель умирает. Плохая новость для торговцев сырьем

Знаменательное событие произошло в Китае: германский гигант «Адидас» объявил о закрытии своего последнего завода в стране в конце октября. Еще недавно КНР считалась одной из главных производственных баз для компании. Решение «Адидас» стало очередным свидетельством нарастающих проблем в Китае, которые могут привести к значительным переменам в мире. Эта страна, являющаяся ключевым двигателем глобальной экономики, последовательно теряет темпы роста.

Сложилось впечатление, что модель развития, разработанная при Дэн Сяопине, подходит к пределу своих возможностей. Без внедрения более современной и динамичной модели новым руководством Китая, которое будет избрано на съезде Компартии в ноябре, стране грозит угроза.

Теперь немного цифр. В период с июля по сентябрь ВВП Китая увеличился на 7,4% по сравнению с тем же периодом годом ранее. Это, безусловно, впечатляющий результат. Однако, во-первых, темпы впервые упали ниже 8% с кризисного 2008 года. Во-вторых, само руководство Китая запланировало прирост на 7,5% в текущем году — это самый низкий уровень за последние 13 лет. В-третьих, темпы роста падают уже семь кварталов подряд. Например, в 2007 году ВВП подскочил на 14,2%!

Всемирный банк предупреждает, что при сохранении нынешних тенденций в 2015 году валовой внутренний продукт Китая вырастет всего на 5%. Это опасно низкий уровень для экономики, основанной на постоянном расширении. А искусственное накачивание экономического роста за счет вливания средств может привести к перегреву экономики, инфляции и опасным пузырям на рынке недвижимости.

Неоспоримая причина падения темпов — затяжной кризис в Европейском союзе, главном рынке для китайских товаров. Экспорт КНР, хотя и вырос в прошлом году на двузначную величину, в январе-сентябре увеличился всего на 7,4%. Однако экспорт — это лишь видимая часть проблем, которые носят структурный характер.

Например, «Адидас» переводит свои мощности в Юго-Восточную Азию, куда мигрируют и другие производители одежды, обуви и игрушек. Причина проста: в Мьянме, например, зарплата на 30% ниже, чем даже в бедных внутренних районах Китая. Эксперты отмечают, что рост зарплат в Китае уже невозможно остановить. По данным Международной организации труда, расходы на рабочую силу увеличиваются на 14% в год с 1987 года.

Ситуацию усложняет тот факт, что рабочие ресурсы в Китае не безграничны. В 2000-2009 годах количество работников в возрасте 35-50 лет увеличилось на 90 млн человек, однако в следующем десятилетии прирост составит «только» пять миллионов. Эксперты ООН предсказывают сокращение трудоспособного населения Китая с 2015 года, что будет подталкивать к росту зарплат.

В то же время китайское правительство вынуждено тратить всё больше средств на социальные нужды растущего и более требовательного населения. Модель безудержного экономического роста, основанная на притоке крестьян из нищих деревень, подходит к концу: городское население уже превышает сельское. Резервы развития за счет дешевой рабочей силы истощаются, а доходы растут.

Сейчас доходы жителей соответствуют уровню Японии начала 70-х годов, когда там также прекратились сверхвысокие темпы роста. Успехи Китая колоссальны: за последние десять лет ВВП на душу населения увеличился в пять раз и достиг 5000 долларов. Однако стране угрожает ловушка «среднего дохода», когда для дальнейшего развития необходимо менять экономическую модель.

Китаю необходимо совершить сложный переход, подобно тому, как это сделала Япония, перейдя от производства дешевой продукции к выпуску высокотехнологичных товаров. Южная Корея также столкнулась с подобной угрозой в 70-е годы, но смогла стать высокотехнологичной державой.

Руководство КНР понимает суть проблемы и активно работает над расширением доли высококачественной продукции. Однако реализация нового модернизационного рывка будет затруднена при сохранении командных позиций за государственными корпорациями, которые пользуются льготами и получают субсидии из бюджета.

Для создания инновационной экономики необходима свободная конкуренция, что требует политических реформ. Попытки реформ могут вызвать острую политическую борьбу — решится ли на это новое руководство Китая?

Кроме того, на Китай приходится от 30 до 60 процентов мировых закупок сырьевых ресурсов. Снижение темпов роста в КНР, которая долгое время не имеет альтернатив, приведет к сокращению спроса на сырье и нефть, что прямо затрагивает интересы России, зависящей от экспорта полезных ископаемых.

Оцените статью
Ритм Москвы