Покойный лидер Северной Кореи Ким Чен Ир ценил лучшие вина из Бордо и коллекционные коньяки, а для его стола провизию доставляли из лучших магазинов мира. В посольствах КНДР в Западной Европе и в штаб-квартире пропхеньянской организации, представляющей корейцев в Японии, работали специальные закупочные группы. Некоторые ответственные лица занимались приобретением «Мерседесов», мебели, ковров, часов и бытовой электроники – всего, что необходимо не только для вождя, но и для высшей номенклатуры Северной Кореи. Имеющаяся традиция обязывает правителя делать дорогие подарки своим верным придворным.
Для этого требуются средства в твердой валюте, и за их добычей следил таинственный «Отдел 38», подчиненный Секретариату ЦК Трудовой партии Кореи. Эта структура функционировала как небольшое торгово-инвестиционное министерство с полномочиями тайной спецслужбы: в ее ведении находились северокорейские рестораны, кабаре и гостиницы, открытые в Китае и некоторых странах Юго-Восточной Азии. Она также имела право на значительную часть доходов от экспорта природных ресурсов, которые шли в секретный фонд для обеспечения личных нужд Ким Чен Ира и верхнего эшелона номенклатуры. По оценкам южнокорейских экспертов, на эти цели выделялось около миллиарда долларов в год. Для Северной Кореи это внушительная сумма.
Сегодня в Японии появилась информация о том, что по личному распоряжению нового вождя КНДР Ким Чен Ына «Отдел 38» был ликвидирован. Структура получила свое название просто по табличке на двери главного помещения, ведь в северокорейском ЦК кабинеты лишь нумеруют, без указания имен владельцев или названий подразделений. Все полномочия «Отдела 38» переданы правительству, которое при предыдущем вожде выполняло второстепенные функции.
Новый правитель Ким Чен Ын, как сообщается, стремится сосредоточить все поступления и рычаги экономического управления в Кабинете министров под своим контролем, чтобы иметь полное представление о происходящем. В связи с этим, как утверждают источники, ликвидирован также и более секретный «Отдел 39». Эта структура занималась более рискованными способами заработка валюты, включая изготовление и продажу синтетических наркотиков, поддельных сигарет, операции с оружием и фальшивыми долларами.
«Отдел 39» имел право на экспорт полезных ископаемых и считался опасной структурой; в 2010 году против него были введены санкции США. Таким образом, Ким Чен Ын пытается оставить партии идеологическую работу и стратегические решения, в то время как кабинету министров передаются все хозяйственные функции.
Однако, согласно поступающим данным из Японии и Южной Кореи, процесс наталкивается на трудности. Переподчинение экономических и экспортных структур, которые находятся в ведении военного командования, идет непросто. Покойный Ким Чен Ир провозгласил принцип «сонгун» – «Армия превыше всего», что означало приоритетное выделение ресурсов для вооруженных сил. Военное командование создало сеть автономных внешнеторговых организаций, имеющих доступ к промышленным объектам и полезным ископаемым.
Армейские структуры действуют в закрытом режиме, и в Сеуле полагают, что значительная часть их выручки оседает в личных карманах генералитета. Ким Чен Ир, как считают, закрывал глаза на коррупцию в обмен на преданность номенклатуры. Новый вождь, напротив, не желает, чтобы кто-то обогащался за его спиной. В связи с этим в Сеуле и Токио объясняют сенсационное смещение с поста начальника Генштаба Корейской народной армии вице-маршала Ли Ен Хо в июле, который, как утверждается, открыто противился сокращению экономических полномочий армии и указывал на нарушение заветов Ким Чен Ира.
Тем не менее, сопротивление военной верхушки еще не сломлено, что может объяснить отсутствие признаков экономической реформы, которую Ким Чен Ын анонсировал еще 28 июня (так называемый «курс 6.28»). Эта реформа должна была ввести некоторые принципы хозрасчета на предприятиях торговли и промышленности и установить умеренные «твердые задания» для сельских кооперативов, позволяя им оставлять себе излишки продукции после выполнения заданий.
По имеющимся данным, в КНДР все лето шла подготовка к реформе, разрабатывались легислативные акты и проводились разъяснения. Ожидалось, что решения будут объявлены на чрезвычайной сессии Великого народного собрания в конце сентября, но этого не произошло. В Сеуле и Токио предполагают, что в сопротивлении противников «внедрения вражеских капиталистических принципов» сыграли свою роль и стихийные бедствия, такие как наводнения и засухи, которые разорили лучшие сельскохозяйственные районы страны. Возможно, было решено, что в таких условиях начинать внедрение новых экономических принципов нецелесообразно.
По данным организации северокорейских перебежчиков, на одном из совещаний в Пхеньяне звучало, что до начала реформы необходимо наладить продовольственное снабжение в деревнях. В КНДР до 70% крестьян страдают от нехватки продовольствия, и уговорить их работать по новым правилам крайне сложно. Это задача оказывается значительно более сложной, чем ликвидация «Отдела 38» и создание новой структуры.