Удивительное событие произошло в Пекине сразу же после завершения сессии Всекитайского собрания народных представителей — номинального парламента. В среду на итоговой пресс-конференции глава правительства, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, неожиданно выступил с открытым призывом к политической реформе и подчеркнул, что без этого в Китае не избежать экономических трудностей. «У нас, — отметил он, — по-прежнему не сняты ни ошибки Культурной революции, ни наследие феодализма». После этих слов в зале, заполненном сотнями журналистов, на мгновение воцарилась тишина.
«Наши реформы, — продолжил премьер, — вошли в этап, когда необходимо атаковать мощные крепостные стены. Если не будет успеха в реформе политической системы, то не удастся завершить экономические преобразования. Мы потеряем все достигнутое, и появится опасность повторения трагедии Культурной революции». Затем он затронул проблему «несправедливости в распределении доходов и в судебной системе», что вызывает недовольство народных масс. Вэнь Цзябао также акцентировал внимание на необходимости «реформы системы управления партией и государством», что, как предполагают эксперты, подразумевает отделение КПК от реального управления экономикой.
Ранее на открытии сессии ВСНП премьер поднимал вопрос о «демократических выборах на основе закона» (в Китае прямые выборы существуют только на низовом уровне) и о важности «гарантировать право знать и выражать свое мнение». Эти заявления стали своего рода политическим завещанием 69-летнего главы правительства, который осенью, как и все китайское руководство, покинет свои посты.
Вэнь Цзябао зарекомендовал себя как один из самых заметных либералов в партии. Его репутация была закреплена еще во времена жесткого подавления студенческих выступлений на площади Тяньаньмэнь, когда он смело защищал репрессированных участников движения за демократизацию и бывшего генсека ЦК КПК Чжао Цзыяна. В последние годы, особенно при уходящем председателе КНР Ху Цзиньтао, тенденция к реформам стала ослабевать, и в руководстве страны усилились призывы к «сохранению сплочения и стабильности». Там отвергаются идеи реальной многопартийности и разделения властей.
С лета прошлого года Вэнь Цзябао все чаще говорит о необходимости политических реформ и исправлении социальных несправедливостей. Некоторые эксперты интерпретируют это как попытку оставить след в истории, в то время как другие видят в его словах стремление оказать давление на новое поколение руководителей, передавая им дух реформаторства.
Существует мнение, что у Вэнь Цзябао имеются последователи, в частности, его возможный преемник на посту главы правительства — нынешний вице-премьер Ли Кэцяна. Среди претендентов также упоминается Ван Ян, глава партийной организации экономически развитой провинции Гуандун, которого могут включить в постоянный комитет Политбюро ЦК КПК. Оба они представляют так называемую группировку «комсомольцев», сделавших карьеру в молодежной организации партии. В то же время, их соперниками являются «принцы», дети высокопоставленных коммунистов, включая будущего лидера страны — Си Цзиньпина.
Японские наблюдатели отмечают, что новый лидер, вероятно, будет следовать осторожному подходу к реформам и не слишком прислушиваться к призывам уходящего премьера. По словам экспертов, сторонников политических реформ в руководстве Китая мало, и призывы Вэнь Цзябао, скорее всего, останутся лишь словами. Тем не менее, борьба среди высшей номенклатуры КНР продолжается: недавно был смещен один из лидеров фракции «принцев» Бо Силай, который активно боролся с коррупцией и популяризировал революционные ценности. Возможно, именно таких деятелей имел в виду премьер, говоря об опасности повторения Культурной революции.