Чудо в Китае – первые свободные выборы

Государственная пропаганда в Китае неожиданно совершила скачок в прошлое. Это похоже на ситуацию, если бы у нас правительство и партия «Единая Россия» начали официально призывать народ брать пример с пионера-героя Павлика Морозова или развернули бы по всей стране кампанию «учиться у Стаханова и стахановцев». В последние дни китайская пропаганда вновь зажигательно повторяет полузабытое имя времен Культурной революции – Лэй Фэн. В минувшем октябре пленум ЦК Компартии принял специальное решение, посвященное этому герою. Газеты пишут о Лэй Фэне, школьникам предлагают сочинять стихи. В этом месяце даже состоялось торжественное вручение премии «Современный Лэй Фэн».

Итак, кто же он такой? Лэй Фэн – гомункулус китайской коммунистической идеологии, в его биографии трудно отделить сказку от правды. По официальной версии, он родился в семье бедняков, которых убили японские оккупанты. Мальчика подобрали солдаты армии Мао Цзэдуна и наставили на путь истинный: он стал пионером, затем комсомольцем и самоотверженно работал на стройках социализма. Призванный в армию, он вступил в партию и дослужился до командира автомобильного подразделения. Свободное время он посвящал бескорыстной помощи окружающим, раздавая деньги нуждающимся и обучая школьников.

В 1962 году сержант Лэй Фэн погиб в результате несчастного случая, а в его личных вещах нашли дневник, наполненный клятвами в верности партии с известной фразой: «Хочу быть вечным нержавеющим винтиком председателя Мао». Ровно 49 лет назад, 5 марта 1963 года, в главной китайской газете «Женьминь жибао» вышла статья «Учиться у товарища Лэй Фэна», и с тех пор он стал идеалом китайца-партийца, солдата-аскета, готового на все по приказу.

Попытки вновь развернуть архаичную кампанию «учиться у Лэй Фэна» свидетельствуют о кризисе пекинской пропаганды, которая не знает, как справиться с нарастающим натиском буржуазности, материального неравенства и бурным распространением Интернета. В блогах молодежь высмеивает эти нудные попытки учить на примере китайского «Павки Корчагина». Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, открывая сессию Всекитайского собрания народных представителей, много говорил о необходимости укрепления общественной и семейной морали, ведь несгибаемый товарищ Лэй Фэн нужен не только для обработки молодежи.

Специальное внимание Вэнь Цзябао уделил событиям в деревне Укань, где жители восстали против местных властей, обвиняя их в коррупции и махинациях с общественными землями. В результате волнений власти арестовали пятерых активистов, один из которых скончался в полицейском участке от «сердечного приступа». Это привело к восстанию: жители выгнали местное руководство и фактически организовали свободный район, где требовали соблюдения своих прав и честных выборов.

В Укане начались демонстрации, жители строили баррикады и готовились к борьбе за свободу. И произошло чудо – власти сдались, признали нарушения и избрали нового, более умеренного партийного секретаря. В Укане состоялись первые в истории КНР свободные выборы. Теперь восставшие жители смогли выбрать совет из 109 человек на альтернативной основе, и в выходные выбрали местного мэра и его заместителя среди бывших лидеров восставших.

Что будет дальше с первым свободным городком Китая – неизвестно. Прецедент создан, и уже начали говорить о реальной возможности разрастания движения «Учиться у Уканя», которое может распространиться на другие населенные пункты. Попытки повторить этот опыт пока пресекаются, но движение «Учиться у Уканя» может оказаться сильнее казенных призывов к примеру с Лэй Фэном.

Оцените статью
Ритм Москвы