Василий Головнин: О японском цунами, сейфах с миллионами и незапертых домах

В Токио сейчас душно и влажно, как в хорошо прогретой парилке, а термометр в моей машине все последние дни показывает «плюс 37 за бортом». Вчера, после перекуса в одной из харчевен в центре города, мне страшно не хотелось вылезать из-под кондиционера обратно на пылающий тротуар, в жаркий воздух. Но деваться некуда, и я потихоньку потопал к парковке за своей «тойотой», тоскливо предвкушая предстоящее погружение в раскаленную кабину.

И тут слышу – кто-то топает у меня за спиной с отчаянным криком: «Господин клиент, постойте!». Оборачиваюсь – это официант из вышеупомянутой харчевни. Оказывается, я от летнего размягчения мозгов забыл взять копеечную сдачу, которую мне с поклонами и извинениями вручили.

Я вспомнил эту историю, когда прочитал отчет Полицейского управления Японии о находках в зоне почти сплошных разрушений на северо-востоке страны, куда 11 марта обрушилось цунами высотой в многоэтажные дома. Полицейские, солдаты и гражданские добровольцы обнаружили там в обломках и сдали властям гигантское количество кошельков, бумажников и сумок. По состоянию на 10 июля в этих находках оказалось наличности на 1,3 миллиарда иен – это более 17 миллионов долларов по текущему курсу. Около 90% этих денег были идентифицированы по находившимся рядом документам или кредитным карточкам и уже возвращены владельцам.

Еще более увлекательная история с сейфами. В зоне бедствия, как уведомила полиция, на 10 июля найдено и сдано властям почти 5,7 тысяч сейфов. Дело в том, что цунами ударило по сельским районам, где зажиточные крестьяне и рыбаки предпочитают иметь дело с наличными, не очень-то доверяя электронным деньгам. Сейфы там — привычное дело. Эти стальные коробки буквально заполнили служебные помещения и гаражи полицейских участков, многие из которых тоже были полуразрушены 9-балльным землетрясением и цунами.

Правительство посоветовало вскрывать сейфы, чтобы поскорее вернуть их владельцам. Так вот, вместе с документами на имущество, акциями и прочими ценностями там было найдено наличности на 2,37 миллиарда иен – более 31 миллиона долларов. Практически все эти деньги уже отдали хозяевам, которых в 96% случаев удалось установить. Самая большая находка была сделана в разрушенном прибрежном городе Исиномаки, где, кстати, сразу после бедствия активно работал отряд российских спасателей из МЧС. В унесенном цунами сейфе там нашли и вернули владельцу 99 миллионов иен – более 1,3 миллиона долларов.

В зоне бедствия, конечно, действуют не только ангелы. Туда, похоже, со всей Восточной Азии съехались организованные группы грабителей, которые взломали 56 банкоматов в разрушенных домах. Из них стырили более 9 миллионов долларов. Зафиксировано и около 170 краж в брошенных жилищах, в основном в зоне отчуждения вокруг АЭС «Фукусима-1». Однако крайне щепетильное отношение среднестатистического японца к чужому имуществу продолжает поражать.

Это проявляется не только в экстремальных условиях после событий 11 марта. В магазинах здесь не обсчитывают. В Японии, если кто не знает, не берут чаевых – ни в такси, ни в ресторане, ни в гостинице. Сам был свидетелем, как в ресторанах официанты наотрез отвергали протянутые им крупные купюры. Только в некоторых центральных отелях избалованные иностранцами служащие могут не отказаться от денег, но сами японцы никогда не намекнут на чаевые, так как учатся с детства, что брать чужое – это удар по достоинству.

Хотя в стране с населением более 126 миллионов человек бывают и исключения. На днях, например, ко мне зашел знакомый полицейский и предупредил, что в округе зафиксированы квартирные кражи. Дело это в Токио по-прежнему редкое – многие люди здесь даже забывают закрывать двери, а в супермаркете могут оставить незапертый автомобиль. В плотной японской толпе в час пик перед тобой постоянно маячат расстегнутые сумки с беспечно торчащими наружу кошельками.

Оцените статью
Ритм Москвы